Целебные свойства кофе на время Рамадана. Хадис про кофе


40 достоверных хадисов о еде. Хадисы о продуктах

Пророк Мухаммад мир ему и благословение, сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: “Заходи в рай с каких пожелаешь ворот”»

Хадисы о еде

Хадисы о продуктах

Мед

Наш Пророк ﷺ сказал: «Милостью Того, в чьих руках душа моя, ешьте мед. Потому что нет дома, за который не ходатайствовали бы о милости ангелы, если в нем употребляют мед. Если человек ест мед, тысяча лекарств входит в его желудок и миллион болезней выходят. И если внутри умершего будет мед, то его не коснется огонь Ада».

***

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Будьте особенно внимательны к двум лекарствам: меду и Корану» (Ибн Масуд)

Финики

Пророк ﷺ сказал: «Тому, кто начинает свой день с семи прессованных (аджва) фиников, не грозит отравление и колдовство в этот день»

***

Посланник Аллаха ﷺ сообщил: «Финики являются плодами Рая. Они имеют целебное свойство против отравления» (ат-Тирмизи)

***

Пророк Мухаммад ﷺ рекомендовал: «Утром употребляйте финики натощак, потому что они убивают глистов» (Канзуль-Уммаль, X,26)

***

Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила, что иногда проходил месяц и огонь не зажигался в доме Пророка ﷺ. «Мы выживали только за счет фиников и воды» (Бухари)

***

Аиша, да будет доволен ею Аллах, передает, что Пророк ﷺ сказал: «В доме, где есть финики, никогда не будут голодать» (Муслим). Он также сказал: «Дом, в котором нет фиников, подобен дому, в котором нет еды» (Ибн Маджа)

***

«Давайте финики роженице. Если не можете дать ей свежих фиников, то дайте сушеных, потому что нет более полезного дерева для женщины, чем финиковая пальма» («Умдат аль-Кари», 21:68)

***

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды Пророк ﷺ разделил между своими сподвижниками финики, дав каждому по семь штук. Он дал и мне семь фиников, один из которых оказался сухим и незрелым, однако не было среди них более дорогого для меня, чем он, так как мне было трудно жевать его» (Бухари)

Арбуз

«Наш Пророк ﷺ ел молодые финики с арбузом» (Абу Давуд). Как рассказывает мать верующих Айша, да будет доволен ею Аллах: «Наш Пророк ﷺ ел арбузы и дыни с финиками и говорил: "Сухость одного мы уравновешиваем влажностью другого, холод одного уравновешиваем жаром другого"» (Абу Давуд, ат-Тирмизи)

***

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Любая из ваших женщин, которая употребляет арбуз, будучи беременной, обязательно родит ребенка, красивого внешне и с хорошим характером»

Огурцы

От Абдуллаха ибн Джафара, да будет доволен им Аллах, передают: «Я видел, как Посланник Аллахаﷺ ел свежие финики с огурцами» (Бухари, Абу Давуд, ат-Тирмизи)

Виноград

Однажды к Пророку Мухаммаду ﷺ пришел бедный мужчина и принес чашу с виноградом в подарок. Пророк Мухаммад ﷺ принял подарок, взял виноградину, и, съев её, улыбнулся. Потом вторую, третью, и каждый раз он улыбался, в то время как мужчина будто был готов взлететь от радости. А сподвижники смотрели. Они были удивлены, ведь Посланник Аллаха ﷺ всегда делился с ними, а в этот раз – нет… Пророк Мухаммад ﷺ съел весь виноград и вернул чашу мужчине, и тот ушел с огромной радостью на лице. Тогда кто-то из сподвижников, да будет доволен ими Аллах, спросил: «О Посланник Аллаха! Почему ты не поделился с нами?». Пророк ﷺ улыбнулся и ответил: «Вы видели радость на его лице? Когда я попробовал виноград, он оказался кислым. И я побоялся, что, если бы я поделился с вами, кто-нибудь из вас сказал бы это и расстроил бы его»

Хлеб

Наш Пророк ﷺ всегда ел хлеб из ячменной муки с отрубями. От Абу Хазма передают: «Я спросил у Сахля ибн Сада: "Ел ли Посланник Аллаха ﷺ хлеб из очищенной муки?" Он ответил: "С того времени, как он был послан пророком до самой своей смерти он не видел очищенной муки". Я спросил: "А были ли у вас сита?". Он ответил: "С того времени, как он был послан пророком до самой своей смерти он не видел сита". Я спросил: "Как же вы ели непросеянный ячмень?" Он поведал: "Мы его мололи, потом дули на него, собирали то, что разлеталось, смешивали с водой и замешивали тесто"» (Бухари)

***

Сообщается, что однажды (какие-то) люди, перед которыми лежала жареная баранина, пригласили (поесть с ними) проходившего мимо Абу Хурайру, да будет доволен им Аллах, однако он отказался от еды, сказав: «Посланник Аллаха ﷺ покинул мир этот, так и не наевшись досыта (даже) ячменного хлеба».

***

От Юсуфа ибн Абдуллах ибн Саляма передают: «Я видел, как Посланник Аллаха ﷺ взял кусок хлеба, положил на него финики и сказал: "Это приправа к этому"» (Абу Давуд)

Молоко

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что во время ночного путешествия Пророку ﷺ принесли две чаши, одна из которых была наполнена вином, а другая – молоком. После того как он посмотрел на них и взял молоко, Джибриль, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Хвала Аллаху, Который направил тебя: если бы ты взял вино, твоя община сбилась бы с пути!» (Муслим)

Сливочное масло

Абдуллах ибн Буср и его братья сообщили следующее: «Однажды к нам заглянул Пророк ﷺ, и мы предложили ему сливочное масло и финики. Пророк ﷺ очень любил сливочное масло» (Абу Дауд)

Гранат

Анас, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет ни одного граната в ваших садах, который не был бы оплодотворен семенем граната Рая».

***

От Али, да будет доволен им Аллах, передают: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Ешьте и мякоть граната, потому что она очищает желудок"» (Ахмад ибн Ханбал)

Айва

От Ибн Аббаса (р.а) передают: «Джабир ибн Абдуллах, да будет доволен им Аллах, передал нашему Пророку ﷺ плод айвы, привезенный им из Таифа. Пророк ﷺ сказал: "Айва прогоняет печали, придает сияние сердцу"» (Табарани)

***

Тальха, да будет доволен им Аллах, передает: «Однажды я пришел навестить Посланника Аллаха ﷺ. Когда я вошел к нему, у него в руках был плод айвы. Он сказал мне: "О, Тальха, угощайся. Ибо айва укрепляет сердце, поддерживает хорошее настроение"» (Шамаил ан-Наби)

Саранча

Абдулла ибн Умар, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Два вида мертвечины и два вида крови были дозволены в пищу. Два вида мертвечины – это рыба и саранча, а два вида крови – это печень и селезёнка» (Абу Дауд, Ахмад, Ибн Маджа)

***

Ибн Аби Авфа, да будет доволен им Аллах, когда его спросили, можно ли употреблять в пищу саранчу, ответил: «Я участвовал вместе с Посланником Аллаха ﷺ в шести или семи битвах, и мы вместе ели её (саранчу)» (Абу Дауд)

Уксус

Передают со слов Умм Хани, да будет доволен ею Аллах: Пророк ﷺ пришел ко мне и спросил: «Что у вас есть из еды?» Я посетовала: «У нас есть лишь кусочек хлеба и уксус». Пророк ﷺ сказал: «Насколько же уникальный продукт - уксус!»

***

Пророк Мухаммад ﷺ также сказал: «Несите его (уксус). Дом, в котором есть уксус не может считаться бедным» (ат-Тирмизи)

Адабы (правила) употребления пищи

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Еды двоих хватит и на троих, а еды троих хватит и на четверых»

***

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ никогда не порицал никакую еду: если он желал её, то ел, а если она ему не нравилась, он оставлял её» (Бухари)

***

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Благодать ниспосылается на середину еды, поэтому вы ешьте, начиная с края»

***

Сообщается, что ‘Умар бин Абу Салама, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В детстве я находился на попечении Посланника Аллаха ﷺ. Обычно я протягивал руку к разным концам общего блюда, но (однажды) Посланник Аллаха ﷺ сказал мне: «О мальчик, скажи: “С именем Аллаха”, ешь правой рукой и бери то, что находится рядом с тобой!” — и с тех пор я ем только так» (Муслим)

***

Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя Аллаха Всевышнего, если же он забудет помянуть имя Аллаха Всевышнего в начале (еды), пусть скажет: «С именем Аллаха в начале и конце её!» (Би-сми-Ллахи фи аввали-хи ва ахыри-хи!) (Абу Дауд, ат-Тирмизи)

***

Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда человек входит в свой дом и поминает Аллаха Всевышнего при входе (в дом) и во время еды, шайтан говорит своим приспешникам: «Не будет для вас (здесь) ни приюта, ни ужина!» Если же он вошёл (в дом), не помянув Аллаха Всевышнего при входе, шайтан говорит: «Вы получили приют», — а если он не поминает Аллаха Всевышнего и во время еды, шайтан говорит: «Вы получили и приют, и ужин» (Муслим)

***

Сообщается, что сподвижник Умаййа бин Махши, да будет доволен им Аллах, сказал: «Как-то раз один человек ел в присутствии сидевшего (рядом с ним) Посланника Аллаха ﷺ и он не поминал Аллаха до тех пор, пока от его еды не остался (только один) кусок. Поднеся его ко рту, (этот человек) сказал: «С именем Аллаха в начале и конце её!» (Би-сми-Ллахи фи аввали-хи ва ахыри-хи!), — и тогда Пророк ﷺ рассмеялся и сказал: «Шайтан (всё время) ел вместе с ним, когда же он помянул имя Аллаха, шайтан изверг из себя всё то, что было у него в чреве» (Абу Дауд; ан-Наса’и)

***

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Как-то раз, когда) Посланник Аллаха ﷺ ел вместе с шестью своими сподвижниками, пришёл один бедуин и доел (всю еду, взяв сразу) два куска, а Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, если бы он помянул имя Аллаха(, еды) обязательно хватило бы вам (всем)!» (ат-Тирмизи)

***

Передают со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что, закончив есть, Пророк ﷺ обычно говорил: «Хвала Аллаху, (хвала) многая, благая и благословенная, (хвала, которой никогда) не будет достаточно, (хвала, которую) не следует прерывать, хвала, (без которой нам) не обойтись! (Он —) Господь наш!» (Аль-хамду ли-Ллахи хамдан кясиран, тайибан, мубаракян фи-хи, гайра макфийин, ва ля мувадда’ин ва ля мустагнан ‘ан-ху! Рабба-на!)» (Аль-Бухари)

***

Передают со слов Му’аза бин Анаса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тому, кто после еды будет говорить: «Хвала Аллаху, накормившему меня этим и наделившему меня этим, тогда как сам я не прибегал ни к ухищрениям, ни к силе!» (Аль-хамду ли-Ллахи аллязи ат’ама-ни хаза ва раззака-ни-хи мин гайри хаулин минни ва ля кувватин!), — простятся его прежние прегрешения» (Абу Дауд, ат-Тирмизи)

***

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Воистину, Аллах бывает доволен таким рабом, который восхваляет Аллаха за каждый съеденный им кусок пищи» (Муслим)

***

Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда кто-либо из вас ест или пьет, то пусть ест и пьет правой рукой. Так как левой рукой ест и пьет шайтан» (Муслим)

***

Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как Пророк ﷺ сказал: “Не носите (одежду из) шёлка и дибаджа*, не пейте из золотых и серебряных сосудов и не ешьте из золотой и серебряной посуды, ибо, поистине, всё это предназначено для них (неверных) в мире этом, а для нас — в мире вечном”» [*Дибадж — название дорогой материи на шёлковой основе. Запрет на ношение таких тканей касается только мужчин]

***

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Пейте воду потихоньку, не набирая полный рот» (Джамиус-Сагыр, 1/392)

Смотрите также:

Сунны принятия пищи и воды

Дуа до и после еды

muslimclub.ru

Напитки в исламе: что пьют мусульмане?

Последователей ислама как одной из самых динамично развивающихся мировых религий можно встретить в каждом уголке планеты. Мусульманами становятся люди из немусульманских семей, которые этнически могут быть из народов, исторически исповедующих христианство, буддизм, индуизм или другие верования. Однако чаще всего ислам соотносят с этническими мусульманскими народами и странами. В первую очередь – арабами, народами Кавказа, Поволжья, Средней и Центральной Азии. И если вести речь о традиционных напитках мусульман, нужно понимать, что ислам – это не нация, а религия. Которая естественным образом наложила отпечаток на то, чем обычно запивают еду и утоляют жажду этнические мусульмане.

Говоря о напитках, их можно условно разделить по шариатскому и географическому признаку. Так, согласно исламскому праву, мусульмане должны пить чистые, полезные и канонически не запрещённые напитки. Другими словами, кроме алкоголя практически всё разрешено.

Ислам – религия чистоты, поэтому всё нечистое или воду, в которой присутствовал харам, пить нельзя. Это может быть вода из колодца, в которой была мертвечина (например, утонуло животное), грязная вода, всё, что может нанести прямой вред состоянию здоровья. Многие могут возразить, что газированные напитки, хотя и не являясь ядовитыми, оказывают негативное воздействие на желудочно-кишечный тракт человека и, тем не менее, мусульманам не запрещены. Дело в том, что весь вопрос в мере: если не злоупотреблять газировкой, она на вряд ли приведёт к ухудшению самочувствия. А вот вред от спиртного даже в самых малых дозах – доказанный наукой факт. Поэтому в исламе принято разделять напитки по главному критерию дозволенности: на алкогольные и безалкогольные.

По географическому (или историческому) принципу можно выделить множество разных направлений. Тяжело обозначить что-то общее между всеми ними из-за территориальных и социо-культурных особенностей. Тем не менее, существуют определённые виды, такие как айран или щербет, которые традиционно ассоциируются с мусульманским Востоком.

 

Исламский взгляд на напитки

 

Как уже говорилось выше, Шариат разделяет всё на дозволенное (халяль) и запретное (харам). К явному запрету, о котором говорится в Коране, относится вино. По аналогии с ним, как опьяняющие и одурманивающие, запрещены все алкогольные напитки.

Сомнения вызывают напитки, в составе которых есть небольшой процент алкоголя. Например, традиционный напиток казахов, киргизов и башкир – кумыс. Это кисломолочный продукт, который в процессе длительной закваски может стать слабоалкогольным. Соответственно, после его употребления человек немного пьянеет или приходит в возбуждённо-хмельное состояние.

С одной стороны, опьяняющие напитки запрещены, с другой – этот продукт не является алкогольным. Содержание спирта появляется в процессе брожения. Если кумыс свежий, то он не опьяняет. Даже в кефире и катыке есть практически ничтожная доля спирта, из-за чего некоторые запрещают его употребление, ссылаясь на хадис: «Всё, что опьяняет в большом количестве, запретно (харам) и в малом» (хадис передали Абу Дауд, Тирмизи).

Однако авторитетными учёными были даны фетвы о том, что пить кумыс, другие кисломолочные напитки, а также квас – разрешено. Во-первых, вино (хамр) считается нечистотой (наджасой). Здесь же в составе нет нечистоты, напитки не произведены из запрещённых продуктов. Во-вторых, спирт не добавлен в процессе производства, а образован естественным путём в незначительном объёме. В-третьих, никто не сможет выпить столько кумыса или кваса, чтобы опьянеть от него. Пока он свежий, нет такого эффекта. Только уже просроченный, перебродивший напиток имеет легкие хмельные свойства.

Согласно этой логике безалкогольное пиво тоже является разрешённым. Ведь оно изготавливается из чистого продукта – солода, т.е. пророщенного, подсушенного и размолотого зерна. Сырьём для его производства служат рожь, ячмень и зерно других культур. Тем не менее, этот напиток нельзя употреблять по мнению ряда исламских учёных. Так, муфтий Сухайл Тармухаммад в своей книге «Современные фетвы» отмечает: «Если напиток обусловлен подражанием немусульманам, то его употребление является запретным».

Напитки в исламских странах

Одним из наиболее известных напитков у мусульманских народов является щербет (шербет). Он популярен как у тюрков, так и у арабов. Обычно его готовили из розы, кизила, шиповника, фруктовых соков и специй. В него добавляют сахар, воду, чтобы получить сироп, а потом разбавляют ещё раз холодной водой. На Востоке любят добавлять уксус в разные напитки, порой даже в щербет. Сейчас под щербетом понимают прохладительный напиток из сока с мороженым, фруктами или пряностями. Он является одним из популярных напитков в мусульманской культуре. Например, в некоторых районах Турции до сих пор щербет пьют до и после еды. Этот напиток дошёл до Индии и там тоже стал одним из национальных и любимых напитков.

В Иране производятся национальные напитки из сока лимона. В этой стране любят травяные напитки, которым кроме вкусовых качеств присущи и целебные свойства. Это лекарственные настойки – как, например, бидмешк (напиток из ивы), напиток из цикория (одуванчика), померанца. В числе лекарственных средств и национальных продуктов этого государства можно назвать и розовую воду, получаемую от специального сорта роз Мухаммади. Этот продукт экспортируется во многие восточные страны и очень популярен как в качестве напитка, так и в косметологии.

Из смеси виноградной мелассы и розовой воды с добавлением кедровых орехов и изюма изготавливают один из классических арабских напитков. Это достаточно популярный напиток во время Рамазана, который не уступает по спросу густым смузи из кураги – камардин.

В тропической зоне, где живут мусульмане, например, в Малайзии, популярны свежевыжатые соки из местных фруктов. Здесь можно попробовать сок свежего кокоса или кокосовое молоко на улице прямо в кокосовых орехах.

Ещё одним очень популярным напитком мусульман является кофе. Его стали выращивать и употреблять как напиток в Йемене примерно в IX столетии. Бытует версия, что первооткрывателями кофе как напитка были суфии, которые пили его, чтобы бодрствовать ночью и прославлять Аллаха (делать зикры). Бодрящий напиток распространился и среди остальных мусульман и других народов, а в последствие – во всём мусульманском мире. К концу XV века кофе стали пить в Мекке и Турции, а столетие спустя – в Каире. В Малайзии его подслащивают сгущённым молоком и даже добавляют специи. В Турции существует множество разновидностей варки кофе: с молоком, на углях, со стаканом ледяной воды или же предложат простой горький классический напиток.

После кофе на втором месте по популярности в Аравии стоит чай карак, который пришёл в эти земли благодаря давним торговым и культурным связям с Индией. Очень любят чай марокканцы, которые пьют его с различными сладкими блюдами, а иногда просто сам чай, добавляя большое количество сахара и мяты. Здесь популярен зелёный чай.

Чайные традиции у мусульман не такие, как в Китае или Японии, но всё же имеют большое значение в культуре мусульманских народов. У тюркских народов (узбеков, турков, татар) есть целые чайные – чайхана – где по традиции не только собирались попить чай, но и обсудить дела, решать вопросы. Популярен чай с мятой, чабрецом, а со зверобоем любят пить казанские татары. Неотъемлемой частью являются сухофрукты в чае, а также молоко.

В Турции чаще всего готовится классический чёрный чай. В зависимости от пожеланий, он может отличаться крепостью заварки и определёнными сортами или сборами трав. Принято пить его из небольших стеклянных чашек.

А вот в Малайзии чайная церемония отличается не столько способом заваривания, сколько организацией целого шоу с акробатическими номерами. Здесь даже проводятся конкурсы мастерства по приготовлению и розливу чая.

Интересно, что российские мусульмане пьют не только завёзенный чай, но и выращивают свой. Так, в республике Адыгея эту культуру возделывают уже с 1937 года. Вначале это был просто эксперимент, позже чай стали выращивать на продажу.

В Средней полосе России популярны травяные чаи, например, кипрей, или иван-чай, чаи из листьев смородины и земляники.

Российские мусульмане и народы Средней Азии, Кавказа очень любят молочные напитки. Одним из таких является айран. Это кисломолочный напиток с добавлением воды, соли и зелени (укpoпa, бaзилика или мяты). Тaкoй нaпитoк очень хорошо утоляет жажду, а также благотворно влияет на нepвную систeму. В Иране этот напиток называется «дуг» и так же очень популярен.

У арабов Ливана тоже есть свой молочный напиток для утоления жажды – хунейну. Для его приготовления используют варенец. Очень часто с хунейну подают какую-нибудь выпечку.

 

Таким образом, напитки мусульманских народов имеют общую особенность – они натуральные и полезные для здоровья. Исключение алкоголя только расширяет их ассортимент, который придётся по вкусу любому гурману.

www.islam.global

Питание по Сунне | umma.ru

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Наихудший сосуд, который может быть наполнен человеком, — это его желудок. Достаточно есть столько, сколько необходимо для поддержания сил  [1]. Если этого слишком мало, тогда: треть [желудка] — для пищи, треть — для питья и треть — для дыхания» [2].

Исключение возможно в отдельных случаях. Например, когда человек гостит у другого. Однажды Абу Хурайра, находясь рядом с Пророком, выпил очень много молока и воскликнул: «Больше нет места [выпить еще]!». Сподвижники Пророка ели порой досыта в его присутствии и он (да благословит его Всевышний и приветствует) не упрекал их [3].

Ученые говорили: «Наихудшее для желудка — это прием пищи поверх той, что еще не переварилась».

Постоянное переедание крайне пагубно как для души человека, так и для его тела. Допускающие такого рода излишества люди пассивны, ленивы и более склонны к грехам и проступкам.

Интересное дополнение к теме. Однажды к пророку Мухаммаду пришел в гости человек неверующий. Посланник Божий приказал домашним подоить козу. Гость выпил надоенного молока и не насытился. Подоили еще одну, а он опять не насытился. И так продолжалось до тех пор, пока этот человек не выпил столько молока, сколько надоили с семерых коз. Гость переночевал и наутро [к удивлению многих] стал верующим [в корне изменившись и преобразившись]. На завтрак ему принесли молока, надоенного с одной козы. Он выпил. Затем принесли еще, но гость не смог допить. [Все поразились, а] Пророк пояснил: «Верующий (му’мин) ест за одного человека, а неверующий — за семерых» [4].

Правильное питание — залог здоровья, силы и красоты человека[5]. Однако многие из нас подвержены вредным привычкам и легкомысленно относятся к питанию, недопонимая огромное значение этого фактора человеческого существования. Одни считают, что рациональное питание определяется только количеством продуктов, другие просто полагаются на свой аппетит, забывая при этом, что пища является не только источником энергии, но и важнейшим строительным материалом для формирования сложных структур организма.

Образ жизни большинства наших современников характеризуется высокими нервно-психическими нагрузками в сочетании с малой физической активностью. Вот почему избыточное высококалорийное питание может нанести непоправимый вред организму, приводя к нарушению обмена веществ, развитию атеросклероза и других «заболеваний века».

Рациональное питание — это своевременное снабжение организма пищей, содержащей жизненно важные питательные вещества в оптимальных количествах, с учетом характера труда человека и его индивидуальных особенностей: возраста, пола, роста, веса и т. п.

Употребление пищи в строго определенное время очень важно потому, что вырабатывается условный рефлекс в деятельности пищеварительных желез желудка. Пища, попадая в желудок, уже «приготовившийся» к ее перевариванию, значительно лучше усваивается. Если же человек не ест вовремя, то выделившийся желудочный сок, находясь в пустом желудке, неблагоприятно влияет на его слизистую оболочку.

В развитии многих заболеваний, в том числе и желудочно-кишечных, не последняя роль принадлежит именно нарушениям режима питания.

Особенно вредно много есть на ночь. Переполненный желудок давит на диафрагму, нарушая функцию дыхания и работу сердца.

На основании экспериментальных исследований и многолетних наблюдений врачей рекомендуется трех- или четырехразовое питание в течение суток. Количество пищи и выбор блюд для каждой трапезы зависят от возраста, характера трудовой деятельности, а также от того, в какое время суток человек работает. Если работа протекает в первой половине дня, то калорийность питания распределяется следующим образом: первый завтрак — 25–30%; второй завтрак — 10–15%; обед — 40–45%; ужин — 25–10%.

По разным причинам, но большинство людей все же питаются только три раза в день. В любом случае распределять пищу нужно, следуя правилу: сытный завтрак, плотный обед и легкий ужин. Не рекомендуется есть на ночь острые мясные блюда, пить кофе, какао, крепкий чай и т. п. Перед сном полезно выпить стакан кефира.

Природа дала человеку способность к естественному самоконтролю в еде. Это выражается чувством насыщения и наполнения желудка. Но никогда не следует есть до явного перенасыщения, при котором возникает ощущение тяжести «под ложечкой».

Ожирение

Одно из часто встречаемых последствий нерационального питания — ожирение. Ожирение входит в число наиболее серьезных проблем, решаемых здравоохранением развитых государств.

Что такое ожирение?

Ожирение представляет собой избыточное отложение жира в организме. Оно может проявляться как самостоятельное заболевание или синдром, развивающийся при некоторых заболеваниях. В последнем случае с излечением или компенсацией основного заболевания устраняется и ожирение.

Люди, страдающие ожирением, подвержены целому ряду тяжелых недугов. Известно, что гипертоническая болезнь развивается у больных ожирением в 2–3 раза чаще, а ишемическая болезнь сердца, стенокардия — в 3–4 раза чаще, чем у людей с нормальной массой тела. Практически все заболевания, включая грипп, острые респираторно-вирусные инфекции, воспаление легких, протекают у больных ожирением более тяжело, требуют более длительного лечения и чаще сопровождаются осложнениями.

Как определить, есть ли у вас ожирение?

С помощью специальных приборов можно точно измерить количество жира в организме. Обычно в качестве показателя берут процентное содержание жира от общей массы тела.

Один из методов оценки количества жира разработан американскими врачами Р. Шмидтом и Г. Тевсом в 1895 г. С помощью инструмента, называемого калипер, измеряют толщину кожных складок в четырех анатомических областях тела. Затем обрабатывают полученные данные и получают процентный показатель содержания жира в организме.

Определив количество жира в организме, можно воспользоваться таблицами и узнать, есть ли у вас ожирение.

Какова основная причина развития ожирения?

Основной причиной ожирения и у взрослых, и у детей является переедание [6]. Хроническое переедание ведет к нарушениям в работе центра аппетита в головном мозге, и нормальное количество съеденной пищи уже не может подавить в нужной степени чувство голода. Избыточная, лишняя пища утилизируется организмом и откладывается «про запас» в жировое депо, что ведет к увеличению количества жира в организме, то есть к развитию ожирения. Однако причин, заставляющих человека переедать, очень много. Например, сильное волнение может снизить чувствительность центра насыщения в головном мозге, и человек начинает незаметно для себя съедать больше пищи. Аналогичная ситуация может быть следствием целого ряда психоэмоциональных факторов, таких как чувство одиночества, тревоги, тоски; этому также подвержены люди, страдающие неврозом типа неврастении. В таких случаях еда как бы заменяет положительные эмоции. Многие плотно едят перед сном, сидя у телевизора, что также способствует развитию ожирения.

Кроме того, в развитии склонности к перееданию и, как следствие этого, ожирения, чрезвычайно большое значение имеет вид и запах пищи: красиво приготовленная, одним своим видом вызывающая аппетит, ароматная пища заставляет человека, преодолевая чувство сытости, продолжать есть.

Существенное значение в развитии ожирения имеет возраст, именно поэтому даже выделяют особый тип ожирения — возрастной. Этот тип ожирения связан с возрастным нарушением деятельности целого ряда специальных центров головного мозга, в том числе и центра голода и насыщения. Для подавления чувства голода с возрастом требуется большее количество пищи, поэтому незаметно для себя многие люди с годами начинают есть больше, переедать. Кроме того, важную роль в развитии возрастного ожирения играет снижение функции щитовидной железы, которая вырабатывает гормоны, участвующие в обмене веществ.

Другим важнейшим фактором, приводящим к развитию ожирения, является низкая физическая активность, когда даже нормальное количество пищи становится избыточным, так как калории, поступившие в организм с едой, не полностью «сжигаются» и превращаются в жир. Поэтому чем меньше мы двигаемся, тем меньше мы должны есть, чтобы не располнеть [7].

Если пища для вас — это одно из самых больших наслаждений в жизни, то, скорее всего, избыточный вес — ваш спутник, расстаться с которым будет крайне тяжело, не изменив своего мировоззрения. Переход на рациональное питание должен сопровождаться изменением объема потребляемой пищи, изменением выбора самих продуктов и режима питания.

Рекомендации по питанию:

1) Сокращайте объем привычных порций постепенно. Это первое, что следует сделать.

Для начала, скажем, уменьшите порции на 1/4, и дайте себе возможность привыкнуть к данному объему. Далее на 1/3 от первоначального и т. д. Такой подход обоснован с позиций физиологии. Наш желудок — орган способный увеличиваться и уменьшаться. При постоянном потреблении больших объемов пищи происходит его перерастяжение, при маленьких — сокращение. Например, если даже один раз в день употреблять большой объем пищи (чаще всего это случается вечером за ужином), то перерастягиваются рецепторы желудка, которые передают информацию, связанную с чувством насыщения.

2) Не ставьте себе жестких запретов.

Это приводит к стрессу и не дает желаемого результата. Если вам безумно хочется сладкого, но вы понимаете, что его нужно ограничивать, иногда имеет смысл не отказывать себе, а просто довольствоваться небольшой порцией. Вообще полезно слегка задуматься перед тем как съесть что-либо — действительно ли вы хотите в данный момент есть или рука по привычке тянется к кусочку чего-нибудь вкусненького.

3) Ключ к успеху — умеренность во всем.

Самое главное, нужно перестать считать еду одним из основных жизненных удовольствий, которых на самом деле очень много. Еда — источник энергии, а не смысл жизни!

Соотношение белков, жиров, углеводов в рационе должно быть сбалансировано. Конечно, существует много различных мнений по поводу того, каким должно быть правильное питание. Согласно одному, нельзя есть углеводы, согласно другому — белки, по третьему — раздельное питание. Я думаю, что употреблять в пищу можно все, главное — умеренность. В рацион преимущественно нужно включать кисломолочные продукты (йогурты, кефир), овощи, фрукты, нежирные сорта мяса, рыбы, хотя периодически можно позволить себе любые отступления.

4) Пейте больше жидкости.

Несколько слов по поводу питьевого режима. Пить полезно! Вода — это молодость. Если в юности организм человека на 80% состоит из воды, то к старости ее содержание уменьшается до 60%. Рекомендуемый объем жидкости 2–3 литра в день (при отсутствии противопоказаний — артериальной гипертензии, заболеваниях почек и т. п.). Вода необходима для нормального функционирования кишечника, для здорового внешнего вида и хорошего состояния кожи.

5) Не пытайтесь самостоятельно заниматься голоданием.

В заключение хотелось бы коснуться вопроса о голодании. Помните, что полное голодание — достаточно серьезное мероприятие, требующее обширных медицинских знаний. Если такими знаниями вы не обладаете, голодание должно проходить под наблюдением врача. Настоятельно рекомендую воздерживаться от подобных экспериментов.

 

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Учитывая современные данные, это такое количество пищи, которое дает примерно 2000 калорий в сутки. Подробнее см. далее.

[2] Хадис от аль-Микдама; св. х. Ахмада, Ибн Маджа, ат-Тирмизи и др. См.: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 88, 89, глава № 46, хадис № 81, «сахих».

[3] См.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 17.

[4] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима, ат-Тирмизи и др. См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 89; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 251, хадисы № 1819, 1820, «хасан, сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 544, хадис № 1824, «хасан»; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 854, хадис № 186 (2063).

[5] Следующая далее информация любезно предоставлена хирургом, доктором медицинских наук, Лауреатом международных Премий и Премии Правительства РФ в области науки и техники С.-Х. М. Батаевым.

[6] «Источниками энергии, необходимыми для функционирования, вернее жизнедеятельности организма, являются углеводы, жиры и белки. Естественно, они имеют свое выражение в калориях. К примеру, в одном грамме жира содержится девять калорий, а жир, между прочим, — самый концентрированный источник калорий, и он сильно влияет на калорийность питания. В одном грамме белков, а также углеводов содержится по четыре калории.

Какое количество калорий необходимо человеку в день? Наиболее точное количество калорий определяется для каждого человека индивидуально, так как оно зависит от множества факторов: образа и стиля жизни, физической активности, уровня гормонов в организме и их производства, физической подготовки, термогенеза, связанного с индивидуальной для каждого человека активностью, есть люди малоподвижные, неусидчивые, медлительные и беспокойные. Естественно, это не все факторы, влияющие на расчет калорий.

Для тех, кто хочет похудеть, основным фактором является количество потребляемых калорий. Организм, потребляющий калорий больше, чем он тратит, — набирает вес.

Для информации: употребление всего 100 «лишних» калорий в день ведет к увеличению массы тела на 5 (!) кг в год». См.: http://minus5.ru/articles/49.

[7] Благосклонная Я. В., Бабенко А. Ю., Красильникова Е. И. Проблемы лишнего веса. СПб.: Невский проспект, 2001.

umma.ru

Целебные свойства кофе на время Рамадана

coffee-ramadan

Пить кофе по утрам для того, чтобы «привести себя в чувство», хорошо знакомо каждому и является приятной привычкой для многих из нас. Но с приходом Рамадана мысль о том, что пора отказаться от этого маленького стимулирующего ритуала, вызывает грусть и кажется невыносимой.

Вам также, может быть, известно, что внезапный отказ от кофе в первые дни священного месяца, как правило, приводит к чувству усталости, а иногда даже вызывает головную боль.

Но у нас есть хорошие новости для вас. Существует способ постепенного отвыкания от кофе без неприятных последствий. И даже еще лучше: мы расскажем вам, как можно продолжать наслаждаться кофе в течение всего месяца Рамадан!

Кофе является естественным стимулятором

Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему чашка кофе бодрит? Ответ прост: потому что кофе содержит кофеин, который к тому же придает напитку неповторимый вкус и аромат. Кофеин и дает ощущение бодрости, помогая организму преодолеть усталость и сонливость и готовя нас к новому дню.

Кофе упакован с антиоксидантами

А знали ли вы, что кофе содержит много антиоксидантов, которые помогают предотвратить такие заболевания, как болезнь сердца?

Каждый день наш организм подвергается воздействию вредных внешних и внутренних факторов, которые могут привести к тому, что свободные радикалы начнут циркулировать в нашем теле, повреждая клетки и вызывая риск заражения многими заболеваниями. Именно поэтому, потребляя продукты питания и напитки, богатые антиоксидантами, каждый способен помочь своему организму противостоять этому деструктивному механизму и помешать болезням одолеть нас.

Наслаждаясь чашечкой кофе во время Рамадана

Несколько полезных советов не повредят.

Избегайте разговляться в пост чашкой кофе, так как кофеин может привести к выделению желудочного сока на голодный желудок, что, в свою очередь, повредит слизистую оболочку желудка. Идеальная пища для разговения — это 2-3 финика, которые снабдят организм сахаром, прежде всего — нуждающийся в нем мозг.

А вот уже через пару часов после еды пейте кофе на здоровье. К этому моменту пройдет достаточно времени, чтобы организм смог отрегулировать уровень глюкозы в крови, и чашка кофе сослужит добрую службу еще и потому, что взбодрит вас в случае ощущения сонливости после ифтара.

Если вам нравится вкус кофе поздно ночью, попробуйте чашку кофе без кофеина перед сном (помните, он все еще содержит полезные антиоксиданты). Можете попробовать и травяной чай, например, с тимьяном или ромашкой, которые являются полезным и успокаивающим средством.

Если вы просыпаетесь на сухур непосредственно перед утренней молитвой Фаджр, то можно выпить чашечку кофе вместе с едой. Это поможет вам сохранить внимательность на протяжении всего долгого дня поста.

Помните, что сбалансированное и здоровое потребление пищи и адекватное восполнение жидкости являются ключевыми аспектами для обеспечения энергией, так необходимой для нашего организма. А кофе является приятным подспорьем для «настройки» внимания и концентрации.

 

Если Вы обнаружили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите сочетание клавиш Shift + Enter, чтобы сообщить нам.

umma.news

дуа при питье кофе | Мечеть г.Тулы

Жителям Мекки этот напиток настолько полюбился, что здесь открываются первые кофейни.

Пейте кофе!

Кофе… Аромат этого напитка знаком многим, а бодрящие свойства известны с давних пор. Но немногие знают, что некоторые эфиопские племена употребляли его, пока он ещё не был напитком. Спелые кофейные зёрна давили, смешивали с жиром животных и скатывали в круглые шарики. Это была пища с возбуждающим свойством. Она помогала выжить в тяжёлых природных условиях. Некоторые более развитые племена из пульпы кофейных ягод делали напиток «кавах», что в переводе означает «напиток, мешающий уснуть». Возможно, от этого слова и произошло название «кофе».

Востоковед профессор Герасимов говорил, что арабы использовали ещё одно поэтическое название: «Бинт аль Яман», что в переводе означало «дочь Йемена».А одно из самых распространённых упоминаний о кофе содержится в арабском манускрипте номер 944 во Французской национальной библиотеке. В нём говорится, что автор 15-го столетия Шихабудин Бен упоминает о своём современнике Гималетдине, муфтии йеменского города Аден, который часто бывал в Персии. И в одной из поездок он заметил, что местные жители очень много употребляют этот напиток, правда, он не придал этому большого значения. Вернувшись в родной город, Гемалетдин почувствовал недомогание. Тут он вспомнил о напитке, на который раньше не обращал внимания. Попробовав его, он понял, что кофе не только помог ему вылечиться, но и укрепил силы. Последнее качество он особенно оценил, поскольку был человеком набожным и практиковал ночные богослужения. В дальнейшем авторитет и рекомендации муфтия способствовали распространению напитка, который вскоре стали пить не только служители мечетей, но и купцы, ремесленники и другие жители города.

Сегодня учёные определили, что кофе содержит массу полезных для организма веществ. Это и эфирные масла, которые присутствуют в кофейных зёрнах, и различные витамины, хоть и в малых количествах, и минеральные вещества, которые находятся в кофе в сбалансированном состоянии, и, конечно, кофеин, который тонизирует работу больших полушарий мозга. И совершенно естественно, что напиток, улучшающий работу больших полушарий мозга, придающий силы ослабшему организму и тонизирующий его, не мог не полюбиться в народе. Таким образом, став популярной в Адене, привычка пить кофе быстро распространилась на соседние города. Дело в том, что кофе использовали в религиозных церемониях странствующие дервиши. Так, странствуя по городам в поисках духовного очищения, от одного наставника к другому, они стали невольными его распространителями. В 1470 году кофе дошёл до священного для мусульман города Мекки. Жителям этот напиток настолько полюбился, что здесь стали открывать первые кофейни. Сам напиток и атмосфера, царящая в кофейне, очень полюбились народу, а арабский обычай пить кофе превратился в изящную церемонию.

Распространение этого напитка в Европе началось в 1663 году после осады Вены турками. Отступая, они оставили мешки с зёрнами; здесь его адаптировали к европейскому вкусу, добавив сахара и молока. Так был создан знаменитый «кофе по-венски» – напиток, завоевавший всю Европу.

Первые потребители кофе

Исследователи пришли к единодушному мнению, что первыми потребителями кофе были суфии. Они использовали его в качестве стимулятора для бодрствования во время ночных богослужений. Но только ли это сделало его таким популярным? Ведь для того, чтобы отогнать сон, существует немало других средств. Однако ночное служение Господу предполагает не только отказ от сна, но и совершение ритуальных молитв, которые требуют сосредоточенности, а также определённых действий, невозможных без точности и последовательности. В общем, всё то, что и днём достаточно трудно сделать, не имея определённой практики. В этом плане кофе – неизменный напиток для улучшения работы всего организма, поскольку после чашки кофе человек начинает более объективно воспринимать окружающую среду.

Его интеллектуальная способность на порядок увеличивается, тогда как другой напиток, алкоголь, улучшает настроение путём снижения интеллекта человека с потерей контроля разума над его желаниями. Кофе, наоборот, способствует более высокой оценке своих действий, то есть разум контролирует наши желания. А контроль разума над желаниями – это то, чему учит нас религия. Именно поэтому в наши дни известные суфийские наставники, как и много лет назад, сами готовят для своих учеников кофе. Напиток, который не только даёт бодрость и прилив сил, но и повышает способность к логическому мышлению, к анализу и быстрому усвоению пройденного материала. Известно, что устаз из Батлуха Мухаммад сын Сааду-хаджи к.с вставал до рассвета, сам варил кофе, добавлял в него свежее цельное коровье молоко, после чего поднимал мутаалимов и поил их кофе.

 

В книге «Хикая Суфияти» («Рассказы суфиев») на 198 странице приводится такая история Сайда Нахлави, который воочию видел Пророка (мир ему и благословение) после его смерти. При встрече он сказал Мухаммаду (мир ему и благословение), что пьёт кофе. После этого Посланник Аллаха (мир ему и благословение) повелел ему, чтобы он до того, как пить кофе, прочитал следующее дуа:Смысл:

«О Аллах , сделай его светом (нуром) для моего зрения, исцеляющим моё тело, оздоравливающим моё сердце и лекарством ото всех болезней. О Всемогущий!»

После чего произнести «Бисмилля» и пить кофе.

На основе многочисленных опытов доказано, что молитва, прочитанная на воду, меняет структуру, улучшая её. Если же такую молитву прочитать над напитком, и без того улучшающим мыслительные и другие процессы в организме человека, результат, без сомнения, будет превосходный.

О достоинстве кофе знали не только люди религиозные

Надо отметить, что о достоинстве кофе знали не только люди религиозные. Король Франции Людовик XV, например, никому не доверял его приготовление, сам молол и заваривал кофе. Людвиг Ван Бетховен варил его только из определённого количества зерён, их должно было быть ровно 64. Вольтер, выдающийся мыслитель XVIII века, выпивал до 50 кружек кофе в день, своей страстью он заразил Екатерину II, российскую императрицу. Бальзак, которого считают экстремалом кофе за его любовь к этому напитку, когда писал известную во всём мире «Человеческую комедию», выпил около 15 тысяч чашек.

Противники этого напитка

Однако во все времена находились противники этого напитка. И в наше время таких немало. Например, могут сказать о его мочегонном эффекте или о том, что большое количество кофе выводит кальций из организма. Но это скорее плюс, чем минус. Поскольку, если возникает проблема с отделением мочи или есть избыток кальция в организме, тогда нет необходимости прибегать к лекарствам: достаточно заварить чашечку-другую кофе. Если же нет такой проблемы, то достаточно в него добавить молока – и можно быть спокойным за свой кальций и за то, что вам часто придётся бегать в туалет, потому что молоко нейтрализует эти и другие побочные действия. Вообще кофе с молоком очень полезен. Мухаммад-афанди из Батлуха, о котором упоминали выше, после утреннего намаза поил детей этим напитком (кофе с молоком). Таким образом, дети, взбодрившись, не спали до рассвета. А как известно, это самое лучшее время для бодрствования и занятий ибадатом. Конечно, во всяком деле хороша умеренность, и, если есть вред организму, лучше не испытывать его на прочность.

Кофе относится к напиткам, повышающим тонус всего организма, в том числе тонус сосудов, и если организм на грани повышения или понижения давления, тогда лучше следовать советам врачей и отказаться от кофе. Но, если человек соблюдает соответствующий режим дня, режим питания, сна и отдыха, ему чашка кофе не помешает – скорее, наоборот.

Вообще кофе считается напитком интеллектуалов и студенческой молодёжи. И они выпивают его помногу не для того, чтобы соревноваться между собой, а для того, чтобы стимулировать нарастающий мыслительный процесс, когда они заняты научной деятельностью. Нельзя сравнить беседу за чашечкой кофе с посиделками, где выпиваются напитки другого плана, к примеру алкоголь. Это время нравственной деградации, так как спиртное занижает планку дозволенности, выводя желания на первый план, а контроль разума – на второй. Так, человек позволяет себе в опьянённом состоянии то, чего бы в трезвом никогда не позволил.

Что касается компании, в которой пьют кофе, это минуты или часы интеллектуального роста, поскольку его не пьют, когда заняты физическим трудом. Для эффективности мышления необходимо, чтобы мышцы были расслаблены. А когда они напряжены, то создают определённую доминанту в коре больших полушарий, тем самым отвлекая мыслительные процессы. Если же человек, работая над статьёй, ещё расслаблен и не утомлён физически, ему чашечка кофе не повредит, а наоборот, поможет стимулировать мыслительные процессы. Именно поэтому кофе называют «напитком интеллектуалов». Он облегчает общение, вдохновляет на открытия, снимает усталость, а также является источником удовольствия для очень многих жителей планеты. Кофе не нуждается в рекламе, народ к нему тянется. Только посмотрите на молодого человека, который ищет знания: он как правило, имеет «джентльменский набор», в который входят кофе, полезные продукты, книги, компьютер, Интернет и т. д.

Наблюдения показали, что люди, склонные к кофепитию, постепенно отходят от вредных привычек. Если вначале кофе пытаются сочетать с сигаретой, то со временем отказываются от неё в пользу кофе. Это происходит не по наставлению врачей или кого-то ещё – к этому человек приходит сам, подсознательно, потому что каждый свой инстинктивный порыв, каждое желание пропускает через критический анализ разума. А центры разума становятся более активными с каждым глотком этого поистине «божественного напитка». Только Всевышний мог заложить столько мудрости и пользы в его зёрна. Да поможет нам всем Аллах I извлекать пользу из всего, чем Он нас одарил. Амин!

P. S.Хотим отметить, что мы рассказали вам, уважаемые братья и сёстры, о натуральном кофе, который продаётся в зёрнах. Но и у этого чудесного напитка есть противопоказания, которые не позволяют баловать себя им. Это гепатит; холецистит в острой форме; аллергия на кофеин; период послеоперационной реабилитации; излишняя психическая возбудимость или психические расстройства; тяжёлые заболевания печени; беременность; период кормления грудью. Если же вы здоровы, то смело наслаждайтесь этим вкусным и полезным напитком. И да поможет нам всем Аллах!

Материал: Хамид Карагишиев

assalam.ru

islam-tula.ru

Вреден ли растворимый кофе? - Ан-Ниса

Вреден кофе или нет — этот вопрос волнует человечество с момента появления кофе как напитка. Лучшие умы бьются над этим вопросом. Мнений столько же, сколько ученых. Любители кофе говорят о его пользе, противники же считают его чуть ли не ядом. Попробуем во всем этом разобраться, выясним — какой же вред и пользу несет растворимый кофе.

Бесспорным является тот факт, что вред от растворимого кофе всё же есть, но это зависит от индивидуальных особенностей организма человека. То, что хорошо одному, может представлять смертельную опасность для другого. Ни для кого не секрет, что в кофе в больших количествах содержится кофеин. Кофеин же, как известно, значительно поднимает давление в организме. Это хорошо для людей с пониженным давлением, после его употребления они чувствуют себя гораздо лучше. Но если же кофе выпьет гипертоник (с повышенным давлением), то давление может подняться до критической отметки и привести к гипертоническому кризису.

Научно доказано, что кофе содержит большое количество смолы бензопирена. Чем более глубокая обжарка, тем выше процент содержания этой смолы. Соответственно, наименее вреден кофе с минимальной обжаркой кофейных зерен.

Неоспоримым является и то, что благодаря кофеину кофе вызывает привыкание. По причине этого диетологи относят кофе к разряду наркотических веществ. С этим можно не согласиться, ведь наркотические вещества вызывают три типа зависимости: психологическую, физическую и привыкание (когда доза должна постоянно увеличиваться). А кофе вызывает только физическое привыкание. Человек, лишенный возможности выпить кофе, испытывает такие симптомы как головная боль, рассеянность, сонливость, снижение остроты реакции и остроты восприятия окружающего.Поэтому нельзя резко прекращать употребление кофе, нужно это делать постепенно.

Кофе категорически нельзя употреблять людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями, страдающими гипертонической болезнью, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, заболеваниями почек и мочеполовой системы.

Негативное влияние кофе несет накопительный характер. Осложнения не появляются сразу же после одной чашки кофе, но негативные процессы в организме уже запущены, и болезнь даст знать о себе неожиданно. Кроме этого, кофе не только вызывает обострение уже имеющихся заболеваний, но и провоцирует появление новых.Крайне не рекомендуется употреблять кофе пожилым людям, детям, беременным.

Вред и польза растворимого кофе не сильно отличаются от вреда и пользы натурального. Но именно растворимый кофе несет в себе дополнительную угрозу вашему здоровью. Что бы не говорилось  в рекламах, основной составляющей растворимого кофе являются красители, консерванты и ароматизаторы (доля кофейных зерен всего 15%).

О пользе растворимого кофе можно, пожалуй, сказать только одно: быстрота и простота его приготовления. Ведь нехватка времени — главная проблема человества.

Употреблять растворимый кофе или нет — каждый решает сам, главное знать меру в его употреблении.

(при написании статьи использовались материалы с сайта www.vashaibolit.ru)

Гулхайё Рахимова

2018

annisa-today.ru

кофе — Сунна | Мечеть г.Тулы

Жителям Мекки этот напиток настолько полюбился, что здесь открываются первые кофейни.

Пейте кофе!

Кофе… Аромат этого напитка знаком многим, а бодрящие свойства известны с давних пор. Но немногие знают, что некоторые эфиопские племена употребляли его, пока он ещё не был напитком. Спелые кофейные зёрна давили, смешивали с жиром животных и скатывали в круглые шарики. Это была пища с возбуждающим свойством. Она помогала выжить в тяжёлых природных условиях. Некоторые более развитые племена из пульпы кофейных ягод делали напиток «кавах», что в переводе означает «напиток, мешающий уснуть». Возможно, от этого слова и произошло название «кофе».

Востоковед профессор Герасимов говорил, что арабы использовали ещё одно поэтическое название: «Бинт аль Яман», что в переводе означало «дочь Йемена».А одно из самых распространённых упоминаний о кофе содержится в арабском манускрипте номер 944 во Французской национальной библиотеке. В нём говорится, что автор 15-го столетия Шихабудин Бен упоминает о своём современнике Гималетдине, муфтии йеменского города Аден, который часто бывал в Персии. И в одной из поездок он заметил, что местные жители очень много употребляют этот напиток, правда, он не придал этому большого значения. Вернувшись в родной город, Гемалетдин почувствовал недомогание. Тут он вспомнил о напитке, на который раньше не обращал внимания. Попробовав его, он понял, что кофе не только помог ему вылечиться, но и укрепил силы. Последнее качество он особенно оценил, поскольку был человеком набожным и практиковал ночные богослужения. В дальнейшем авторитет и рекомендации муфтия способствовали распространению напитка, который вскоре стали пить не только служители мечетей, но и купцы, ремесленники и другие жители города.

Сегодня учёные определили, что кофе содержит массу полезных для организма веществ. Это и эфирные масла, которые присутствуют в кофейных зёрнах, и различные витамины, хоть и в малых количествах, и минеральные вещества, которые находятся в кофе в сбалансированном состоянии, и, конечно, кофеин, который тонизирует работу больших полушарий мозга. И совершенно естественно, что напиток, улучшающий работу больших полушарий мозга, придающий силы ослабшему организму и тонизирующий его, не мог не полюбиться в народе. Таким образом, став популярной в Адене, привычка пить кофе быстро распространилась на соседние города. Дело в том, что кофе использовали в религиозных церемониях странствующие дервиши. Так, странствуя по городам в поисках духовного очищения, от одного наставника к другому, они стали невольными его распространителями. В 1470 году кофе дошёл до священного для мусульман города Мекки. Жителям этот напиток настолько полюбился, что здесь стали открывать первые кофейни. Сам напиток и атмосфера, царящая в кофейне, очень полюбились народу, а арабский обычай пить кофе превратился в изящную церемонию.

Распространение этого напитка в Европе началось в 1663 году после осады Вены турками. Отступая, они оставили мешки с зёрнами; здесь его адаптировали к европейскому вкусу, добавив сахара и молока. Так был создан знаменитый «кофе по-венски» – напиток, завоевавший всю Европу.

Первые потребители кофе

Исследователи пришли к единодушному мнению, что первыми потребителями кофе были суфии. Они использовали его в качестве стимулятора для бодрствования во время ночных богослужений. Но только ли это сделало его таким популярным? Ведь для того, чтобы отогнать сон, существует немало других средств. Однако ночное служение Господу предполагает не только отказ от сна, но и совершение ритуальных молитв, которые требуют сосредоточенности, а также определённых действий, невозможных без точности и последовательности. В общем, всё то, что и днём достаточно трудно сделать, не имея определённой практики. В этом плане кофе – неизменный напиток для улучшения работы всего организма, поскольку после чашки кофе человек начинает более объективно воспринимать окружающую среду.

Его интеллектуальная способность на порядок увеличивается, тогда как другой напиток, алкоголь, улучшает настроение путём снижения интеллекта человека с потерей контроля разума над его желаниями. Кофе, наоборот, способствует более высокой оценке своих действий, то есть разум контролирует наши желания. А контроль разума над желаниями – это то, чему учит нас религия. Именно поэтому в наши дни известные суфийские наставники, как и много лет назад, сами готовят для своих учеников кофе. Напиток, который не только даёт бодрость и прилив сил, но и повышает способность к логическому мышлению, к анализу и быстрому усвоению пройденного материала. Известно, что устаз из Батлуха Мухаммад сын Сааду-хаджи к.с вставал до рассвета, сам варил кофе, добавлял в него свежее цельное коровье молоко, после чего поднимал мутаалимов и поил их кофе.

 

В книге «Хикая Суфияти» («Рассказы суфиев») на 198 странице приводится такая история Сайда Нахлави, который воочию видел Пророка (мир ему и благословение) после его смерти. При встрече он сказал Мухаммаду (мир ему и благословение), что пьёт кофе. После этого Посланник Аллаха (мир ему и благословение) повелел ему, чтобы он до того, как пить кофе, прочитал следующее дуа:Смысл:

«О Аллах , сделай его светом (нуром) для моего зрения, исцеляющим моё тело, оздоравливающим моё сердце и лекарством ото всех болезней. О Всемогущий!»

После чего произнести «Бисмилля» и пить кофе.

На основе многочисленных опытов доказано, что молитва, прочитанная на воду, меняет структуру, улучшая её. Если же такую молитву прочитать над напитком, и без того улучшающим мыслительные и другие процессы в организме человека, результат, без сомнения, будет превосходный.

О достоинстве кофе знали не только люди религиозные

Надо отметить, что о достоинстве кофе знали не только люди религиозные. Король Франции Людовик XV, например, никому не доверял его приготовление, сам молол и заваривал кофе. Людвиг Ван Бетховен варил его только из определённого количества зерён, их должно было быть ровно 64. Вольтер, выдающийся мыслитель XVIII века, выпивал до 50 кружек кофе в день, своей страстью он заразил Екатерину II, российскую императрицу. Бальзак, которого считают экстремалом кофе за его любовь к этому напитку, когда писал известную во всём мире «Человеческую комедию», выпил около 15 тысяч чашек.

Противники этого напитка

Однако во все времена находились противники этого напитка. И в наше время таких немало. Например, могут сказать о его мочегонном эффекте или о том, что большое количество кофе выводит кальций из организма. Но это скорее плюс, чем минус. Поскольку, если возникает проблема с отделением мочи или есть избыток кальция в организме, тогда нет необходимости прибегать к лекарствам: достаточно заварить чашечку-другую кофе. Если же нет такой проблемы, то достаточно в него добавить молока – и можно быть спокойным за свой кальций и за то, что вам часто придётся бегать в туалет, потому что молоко нейтрализует эти и другие побочные действия. Вообще кофе с молоком очень полезен. Мухаммад-афанди из Батлуха, о котором упоминали выше, после утреннего намаза поил детей этим напитком (кофе с молоком). Таким образом, дети, взбодрившись, не спали до рассвета. А как известно, это самое лучшее время для бодрствования и занятий ибадатом. Конечно, во всяком деле хороша умеренность, и, если есть вред организму, лучше не испытывать его на прочность.

Кофе относится к напиткам, повышающим тонус всего организма, в том числе тонус сосудов, и если организм на грани повышения или понижения давления, тогда лучше следовать советам врачей и отказаться от кофе. Но, если человек соблюдает соответствующий режим дня, режим питания, сна и отдыха, ему чашка кофе не помешает – скорее, наоборот.

Вообще кофе считается напитком интеллектуалов и студенческой молодёжи. И они выпивают его помногу не для того, чтобы соревноваться между собой, а для того, чтобы стимулировать нарастающий мыслительный процесс, когда они заняты научной деятельностью. Нельзя сравнить беседу за чашечкой кофе с посиделками, где выпиваются напитки другого плана, к примеру алкоголь. Это время нравственной деградации, так как спиртное занижает планку дозволенности, выводя желания на первый план, а контроль разума – на второй. Так, человек позволяет себе в опьянённом состоянии то, чего бы в трезвом никогда не позволил.

Что касается компании, в которой пьют кофе, это минуты или часы интеллектуального роста, поскольку его не пьют, когда заняты физическим трудом. Для эффективности мышления необходимо, чтобы мышцы были расслаблены. А когда они напряжены, то создают определённую доминанту в коре больших полушарий, тем самым отвлекая мыслительные процессы. Если же человек, работая над статьёй, ещё расслаблен и не утомлён физически, ему чашечка кофе не повредит, а наоборот, поможет стимулировать мыслительные процессы. Именно поэтому кофе называют «напитком интеллектуалов». Он облегчает общение, вдохновляет на открытия, снимает усталость, а также является источником удовольствия для очень многих жителей планеты. Кофе не нуждается в рекламе, народ к нему тянется. Только посмотрите на молодого человека, который ищет знания: он как правило, имеет «джентльменский набор», в который входят кофе, полезные продукты, книги, компьютер, Интернет и т. д.

Наблюдения показали, что люди, склонные к кофепитию, постепенно отходят от вредных привычек. Если вначале кофе пытаются сочетать с сигаретой, то со временем отказываются от неё в пользу кофе. Это происходит не по наставлению врачей или кого-то ещё – к этому человек приходит сам, подсознательно, потому что каждый свой инстинктивный порыв, каждое желание пропускает через критический анализ разума. А центры разума становятся более активными с каждым глотком этого поистине «божественного напитка». Только Всевышний мог заложить столько мудрости и пользы в его зёрна. Да поможет нам всем Аллах I извлекать пользу из всего, чем Он нас одарил. Амин!

P. S.Хотим отметить, что мы рассказали вам, уважаемые братья и сёстры, о натуральном кофе, который продаётся в зёрнах. Но и у этого чудесного напитка есть противопоказания, которые не позволяют баловать себя им. Это гепатит; холецистит в острой форме; аллергия на кофеин; период послеоперационной реабилитации; излишняя психическая возбудимость или психические расстройства; тяжёлые заболевания печени; беременность; период кормления грудью. Если же вы здоровы, то смело наслаждайтесь этим вкусным и полезным напитком. И да поможет нам всем Аллах!

Материал: Хамид Карагишиев

assalam.ru

islam-tula.ru