Шейх Халид Аль Кассими: «Дружу со всеми гостями моей кофейни!». Халид кофе


Шейх Халид Аль Кассими: «Дружу со всеми гостями моей кофейни!»

Пить хороший кофе — модно и правильно, считает шейх Халид Аль Кассими из королевского дома эмирата Шарджа. Поэтому год назад он открыл свою первую specialty-кофейню Ratios в самом сердце культурного центра города Шарджа. Какой кофе пьют шейхи и умеют ли сами его готовить, как относятся к конкуренции на кофейном рынке, а главное, зачем открывают кофейни и идут в кофейный бизнес — об этом Karifood подробно расспросил шейха Халида, встретившись с ним за чашкой кофе в Ratios.

*

— По мере того, как развивается культура speciality кофе, люди хотят кофейного разнообразия и многогранных кофейных вкусов. Здесь, в эмирате Шарджа у нас не так много food&beverage аутлетов, не такой широкий выбор ресторанов и кафе. И я действительно хотел создать здесь, в историческом центре Heart of Sharjah, что-то вроде кофейного хаба и собрать в нем тех людей, кому интересна культура хорошего кофе.

*

— Heart of Sharjah — место богатого исторического и культурного наследия Шарджи, такой микс истории и искусства — музеев, галерей, ресторанов, все самые значимые культурные события и фестивали города проходят здесь, поэтому открывать кофейню в таком месте для меня было важным и правильным решением. Сердцу Города было необходимо заведение с кофе самого высокого качества и новой кофейной культурой, место, где можно попробовать и альтернативный кофе — кемекс, V60, аэропресс, колдбрю, ну, и конечно же, классический эспрессо или латте. Мы планируем развиваться и расширяться, но у нас особые требования к будущим локациям. Точно так же, как мы логически дополняем историческую и культурную часть города, хотим стать логическим продолжением того места, где будут открываться наши новые кофейни. Мы не откроемся в молле, мы не пойдем в «попсовые» туристические локации, а будем искать точки, где наш кофе станет логическим продолжением всей концепции места.

*

— В Ratios мы не обжариваем кофе, у нас есть наши местные поставщики, ребята из Дубаи, которые обжаривают кофе для нас. Я считаю, что такой вид сотрудничества — самый правильный и нужный для общества. Зачем мне распылятся на обжарку, если я могу доверить это человеку, который этим занимается профессионально? Такой подход даёт работу всем, и это, в конечном итоге, хорошо для всех, к тому же, работать с другими — этоздорово! Мы все помогаем друг другу! Например, мой обжарщик, Райан, ездит по всему миру, посещая кофейные фермы, к началу сезона сбора урожая он даёт мне выборку по 15-20 кофейным сортам, которые, по его мнению, заслуживают внимания. Мы в Ratios проводим каппинг-сессию, и из предложенных им образцов выбираем те, которые, как нам кажется, будут и людям интересны, и продаваться будут хорошо. И каждый из нас занят своим делом!

*

— Я могу приготовить хороший эспрессо, я всему научился, посещая огромное количество мастер-классов и кофе-сессий, но всё-таки баристой себя не считаю. Я больше человек, который любит заниматься организацией бизнеса, развивать концепции и воплощать бизнес-идеи в жизнь, особенно те из них, которые помогают людям становиться ближе! Кофейный бизнес как раз об этом.

*

— Для меня кофе — больше, чем увлечение, наверное, это и в самом деле страсть! Мой рабочий офис — прямо тут за углом, а дом, где я живу — за углом в конце улицы, поэтому здесь, в Ratios — моё сердце! Я обязательно должен был чем-то заполнить его, этот отрезок пути между домом и офисом. Когда я иду на работу, то здесь выпиваю первую чашку кофе, когда возвращаюсь — захожу сюда за последним на день кофе. Но страсть страстью, а кофейня — это всё равно бизнес, который должен процветать и приносить прибыль. Над этим мы тут и работаем.

*

— В мире кофе всё не так уж прям дружно, как может показаться на первый взгляд. Кофейный бизнес, кофейный мир живёт теми же законами, что и остальной мир — дух поддержки и сопереживания соседствует с духом соперничества. В этом мире всегда будут и враги, и друзья, соперники и сторонники. Я всегда стараюсь строить чистые и прозрачные отношения со всеми людьми, не только с коллегами мира кофе. Я хорошо отношусь ко всем, я всегда обязательно посещаю все новые кофейные места, которые открываются в Эмиратах. И если ещё кто-нибудь решит открывать кофе-шоп в Шардже — я буду только рад, выпью там чашку кофе и найду время поболтать с владельцем.  Так или иначе, мы все любим кофе, нас объединяет страсть к нему, поэтому дух нездорового соперничества совершенно лишний.

*

— Сейчас люди ищут в кофе хороший, правильный вкус. До того, как я открыл кофейню в Шардже, в Эмиратах было три кофейни со speciality-кофе. Сегодня таких кофеен уже около 15-ти. Ratios открылся ровно год назад, и первый месяц люди, которые к нам заглядывали, приходили в замешательство: почему у нашего кофе совсем другой вкус чем тот, к которому они привыкли? Откуда эти фруктовые, шоколадные, ягодные оттенки вкуса? Почему этот кофе так отличается от «ориентального»? Что это? Но в нашем деле всё решает “mouth matter”: когда один пришёл, рассказал другому, потом третьему и так далее. Люди пробуют наш кофе, рассказывают о кофейне своим друзьям, в следующий раз приходят сюда вместе с ними.

*

— У меня есть посетители, которые уже в 7:30 стоят под дверью Ratios, ожидая открытия. Есть гости, которые придут за минуту до закрытия в 9:30, чтобы выпить чашку вечернего кофе. Я встречаю этих людей каждый день, можно даже сказать, что я действительно, знаю почти всех, кто заходит ко мне в Ratios. Почти все эти гости за год стали моими друзьями. А если заглянуть сюда в разгар туристического сезона, то можно увидеть, в каком бешеном ритме работает кофейня — очереди, ни одного свободного столика, повсюду люди, еду с витрин сметают за полдня, и это здорово! В этом особенное преимущество исторического центра с галереями и музеями, к тому же, я считаю, что искусство кофе отлично дополняет искусство вообще — тандем fine art и fine coffee!

*

— Какой кофе пьют в эмиратах? На первом месте flat white. Я смотрю по продажам у себя и у коллег — около 40 процентов всех проданных напитков — это «плоский белый» кофе. Еспрессо — 20 процентов, остальное приходится на альтернативный кофе, чаи, соки, смузи. Flat популярен потому, что до сих пор это относительно новый напиток для ОАЭ, это нечто среднее между капуччино и латте, но flat имеет прекрасную необычную текстуру. Молоко подслащивает кофе, и получается отличное сочетание небанального вкуса и текстуры.

*

— Ни одна даже самая лучшая кофейная машина в мире не принесёт кофейне успеха, если не будет хорошей команды. Людей всегда нужно ставить выше любых кофейных машин, в этом залог успеха. За год наша команда не поменялась — никто не ушёл, никто не уволился, все работают с момента открытия. Мы здесь действительно как маленькая семья.

*

— Когда ты начинаешь какой-то бизнес, даже имея на руках чёткий и структурированный бизнес-план, ты всё равно не знаешь, как всё пойдет в реальности и чем всё это закончится! С момента открытия мы проработали 364 дня (мы закрылись только на один день!) — и я думаю, мы всё делали и делаем правильно! Не только для нас самих, а и для страны, и для людей. Это самое главное.

*

— То, какой кофе я буду пить сегодня, зависит и от дня, и от настроения, но я никогда не откажусь от хорошо приготовленного аэропресса — кофе с крепким и бодрящим вкусом. Не откажусь и от классики — нашего местного арабского кофе с кардамоном и шафраном. В любой стране мира, в любом городе я ищу интересные кофейни и обязательно захожу туда выпить чашку кофе. Кофе — моя ежедневная необходимость, базовая потребность, поэтому я здесь, поэтому есть Ratios.

*

Пили кофе с шейхом Халидом Аль Кассими Ольга Кари и Антон Лазутин

Karifood благодарит за поддержку в организации путешествия авиакомпанию Air Arabia, компанию Ready&Go! и дизайн-студию LAZA

 

 

karifood.com

Coffee estate - Шейх Халид Аль Кассими: "Дружу со всеми гостями моей кофейни!"

Пить хороший кофе — модно и правильно, считает шейх Халид Аль Кассими из королевского дома эмирата Шарджа. Поэтому год назад он открыл свою первую specialty-кофейню «Ratios» в самом сердце культурного центра города Шарджа. В этой статье вы узнаете, какой кофе пьют шейхи и умеют ли сами его готовить, как относятся к конкуренции на кофейном рынке, а главное, зачем открывают кофейни и идут в кофейный бизнес.

— По мере того, как развивается культура speciality кофе, люди хотят кофейного разнообразия и многогранных кофейных вкусов. Здесь, в эмирате Шарджа у нас не так много food&beverage аутлетов, не такой широкий выбор ресторанов и кафе. И я действительно хотел создать здесь, в историческом центре «Heart of Sharjah», что-то вроде кофейного хаба и собрать в нем тех людей, кому интересна культура хорошего кофе.

— «Heart of Sharjah» — место богатого исторического и культурного наследия Шарджи, такой микс истории и искусства — музеев, галерей, ресторанов, все самые значимые культурные события и фестивали города проходят здесь, поэтому открывать кофейню в таком месте для меня было важным и правильным решением. Сердцу Города было необходимо заведение с кофе самого высокого качества и новой кофейной культурой, место, где можно попробовать и альтернативный кофе — кемекс, V60, аэропресс, колдбрю, ну, и конечно же, классический эспрессо или латте. Мы планируем развиваться и расширяться, но у нас особые требования к будущим локациям. Точно так же, как мы логически дополняем историческую и культурную часть города, хотим стать логическим продолжением того места, где будут открываться наши новые кофейни. Мы не откроемся в молле, мы не пойдем в «попсовые» туристические локации, а будем искать точки, где наш кофе станет логическим продолжением всей концепции места.

— В «Ratios» мы не обжариваем кофе, у нас есть наши местные поставщики, ребята из Дубаи, которые обжаривают кофе для нас. Я считаю, что такой вид сотрудничества — самый правильный и нужный для общества. Зачем мне распылятся на обжарку, если я могу доверить это человеку, который этим занимается профессионально? Такой подход даёт работу всем, и это, в конечном итоге, хорошо для всех, к тому же, работать с другими — это здорово! Мы все помогаем друг другу! Например, мой обжарщик, Райан, ездит по всему миру, посещая кофейные фермы, к началу сезона сбора урожая он даёт мне выборку по 15-20 кофейным сортам, которые, по его мнению, заслуживают внимания. Мы в «Ratios» проводим каппинг-сессию, и из предложенных им образцов выбираем те, которые, как нам кажется, будут и людям интересны, и продаваться будут хорошо. И каждый из нас занят своим делом!

— Я могу приготовить хороший эспрессо, я всему научился, посещая огромное количество мастер-классов и кофе-сессий, но всё-таки бариста себя не считаю. Я больше человек, который любит заниматься организацией бизнеса, развивать концепции и воплощать бизнес-идеи в жизнь, особенно те из них, которые помогают людям становиться ближе! Кофейный бизнес как раз об этом.

— Для меня кофе — больше, чем увлечение, наверное, это и в самом деле страсть! Мой рабочий офис — прямо тут за углом, а дом, где я живу — за углом в конце улицы, поэтому здесь, в «Ratios» — моё сердце! Я обязательно должен был чем-то заполнить его, этот отрезок пути между домом и офисом. Когда я иду на работу, то здесь выпиваю первую чашку кофе, когда возвращаюсь — захожу сюда за последним на день кофе. Но страсть страстью, а кофейня — это всё равно бизнес, который должен процветать и приносить прибыль. Над этим мы тут и работаем.

— В мире кофе всё не так уж прям дружно, как может показаться на первый взгляд. Кофейный бизнес, кофейный мир живёт теми же законами, что и остальной мир — дух поддержки и сопереживания соседствует с духом соперничества. В этом мире всегда будут и враги, и друзья, соперники и сторонники. Я всегда стараюсь строить чистые и прозрачные отношения со всеми людьми, не только с коллегами мира кофе. Я хорошо отношусь ко всем, я всегда обязательно посещаю все новые кофейные места, которые открываются в Эмиратах. И если ещё кто-нибудь решит открывать кофе-шоп в Шардже — я буду только рад, выпью там чашку кофе и найду время поболтать с владельцем. Так или иначе, мы все любим кофе, нас объединяет страсть к нему, поэтому дух нездорового соперничества совершенно лишний.

— Сейчас люди ищут в кофе хороший, правильный вкус. До того, как я открыл кофейню в Шардже, в Эмиратах было три кофейни со speciality-кофе. Сегодня таких кофеен уже около 15-ти. «Ratios» открылся ровно год назад, и первый месяц люди, которые к нам заглядывали, приходили в замешательство: почему у нашего кофе совсем другой вкус чем тот, к которому они привыкли? Откуда эти фруктовые, шоколадные, ягодные оттенки вкуса? Почему этот кофе так отличается от «ориентального»? Что это? Но в нашем деле всё решает «сарафанное радио»: когда один пришёл, рассказал другому, потом третьему и так далее. Люди пробуют наш кофе, рассказывают о кофейне своим друзьям, в следующий раз приходят сюда вместе с ними.

— У меня есть посетители, которые уже в 7:30 стоят под дверью «Ratios», ожидая открытия. Есть гости, которые придут за минуту до закрытия в 9:30, чтобы выпить чашку вечернего кофе. Я встречаю этих людей каждый день, можно даже сказать, что я действительно, знаю почти всех, кто заходит ко мне в «Ratios». Почти все эти гости за год стали моими друзьями. А если заглянуть сюда в разгар туристического сезона, то можно увидеть, в каком бешеном ритме работает кофейня — очереди, ни одного свободного столика, повсюду люди, еду с витрин сметают за полдня, и это здорово! В этом особенное преимущество исторического центра с галереями и музеями, к тому же, я считаю, что искусство кофе отлично дополняет искусство вообще — тандем fine art и fine coffee!

— Какой кофе пьют в эмиратах? На первом месте flat white. Я смотрю по продажам у себя и у коллег — около 40 процентов всех проданных напитков — это «плоский белый» кофе. Еспрессо — 20 процентов, остальное приходится на альтернативный кофе, чаи, соки, смузи. Flat популярен потому, что до сих пор это относительно новый напиток для ОАЭ, это нечто среднее между капучино и латте, но flat имеет прекрасную необычную текстуру. Молоко подслащивает кофе, и получается отличное сочетание небанального вкуса и текстуры.

— Ни одна даже самая лучшая кофейная машина в мире не принесёт кофейне успеха, если не будет хорошей команды. Людей всегда нужно ставить выше любых кофейных машин, в этом залог успеха. За год наша команда не поменялась — никто не ушёл, никто не уволился, все работают с момента открытия. Мы здесь действительно как маленькая семья.

— Когда ты начинаешь какой-то бизнес, даже имея на руках чёткий и структурированный бизнес-план, ты всё равно не знаешь, как всё пойдет в реальности и чем всё это закончится! С момента открытия мы проработали 364 дня (мы закрылись только на один день!) — и я думаю, мы всё делали и делаем правильно! Не только для нас самих, а и для страны, и для людей. Это самое главное.

— То, какой кофе я буду пить сегодня, зависит и от дня, и от настроения, но я никогда не откажусь от хорошо приготовленного аэропресса — кофе с крепким и бодрящим вкусом. Не откажусь и от классики — нашего местного арабского кофе с кардамоном и шафраном. В любой стране мира, в любом городе я ищу интересные кофейни и обязательно захожу туда выпить чашку кофе. Кофе — моя ежедневная необходимость, базовая потребность, поэтому я здесь, поэтому есть «Ratios».

Источник

coffee-estate.com.ua

Что подарили миру мусульманские изобретатели

Невероятные факты

Несмотря на предвзятое и часто неприязненное отношение к мусульманам, они многое дали миру. Тем, что мы сегодня пьем кофе, и тому, что в ресторане нам подают обед из трех блюд и потом приносят чек, мы обязаны именно мусульманам. Что же подарил нам изобретательный исламский мир?

1. Кофе

Согласно одной легенде, араб Халид (Khalid) пас своих овец в Каффе, регионе южной Эфиопии, и заметил, что животные становятся энергичнее, когда едят определенные ягоды. Собрав их, Халид сварил первый кофе.

Первые сведения о вывозе зерен касались экспорта кофе из Эфиопии в Йемен. Уже в 15 веке его завезли в Мекку и Турцию, откуда кофе попал в Венецию в 1645 году. В Англию зерна привез турок Паскуа Роси (Pasqua Rosee) в 1650 году, и открыл первую кофейню на лондонской улице Ломбард. Путь слова "кофе" весьма длинный: арабское "qahwa" превратилось в турецкое "kahve". Итальянцы переняли его как "caffé", у англичан появилось слово "coffee", а у русских - "кофе".

2. Камера

Древние греки считали, что глаза испускают свет и видят люди благодаря этому. О том, что на самом деле свет проникает в глаза, догадался Ибн аль-Хайтам (Ibn al-Haitham), мусульманский математик, астроном и физик, живший в 10 веке. Наблюдая за тем, как свет проникает сквозь щели ставней, он заметил, что чем меньше была щель, то тем лучше была видна картинка, и изобрел первую камеру-обскуру ("qamara" в переводе с арабского означает "темная или отдельная комната"). Также считается, что аль-Хайтам первым перевел физику из разряда философской науки в экспериментальную.

3. Шахматы

В шахматы играли еще древние индийцы, но игра значительно отличалась от той, которую мы знаем сегодня. Современный вариант появился в Персии, откуда и распространился на запад в Европу: в 10 веке в Испании игра была введена маврами.

4. Парашют

За тысячу лет до братьев Райт, идея создать летательный аппарат пришла в голову мусульманскому поэту, астроному и инженеру Аббасу ибн Фирнасу (Abbas ibn Firnas). В 852 году он спрыгнул с крыши мечети в свободно развевающемся плаще с прикрепленными к нему деревянными дощечками. Фирнас надеялся, что будет парить как птица, но у него не получилось. Плащ замедлил падение, и стал чем-то вроде первого парашюта, и ученый отделался легким испугом и незначительными ушибами. В возрасте 70 лет, усовершенствовав свой аппарат, Фирнас повторил свою попытку, спрыгнув с горы. Ему удалось продержаться в воздухе 10 минут, но в итоге он разбился при приземлении: дело в том, что к своему аппарату он не приделал хвост.

5. Мыло и шампунь

Ежедневное купание – одно из требований ислама. Возможно, именно поэтому мусульмане занимались улучшением рецепта мыла. Известно, что подобие мыла было и у древних египтян, и у римлян, но именно арабы догадались смешать растительные масла с гидроксидом натрия и ароматическими соединениями. В Англии шампунь появился в 1759 году, когда некий мусульманин открыл баню в Брайтоне.

6. Современная химия

Ябир ибн Хайян (Jabir ibn Hayyan) – ученый, превративший алхимию в химию. В 9 веке он открыл процессы, которые до сих пор используются в современной науке: дистилляция, кристаллизация, плавление, рафинация, окисление, выпаривание и фильтрация. Хайян открыл серную и азотную кислоты, и изобрел перегонный аппарат, благодаря которому в мире появились алкогольные напитки и ароматы, используемые в производстве духов.

7. Коленчатый вал

Коленчатый вал, устройство, превращающее ротационное движение в линейное, изобрел мусульманский инженер аль-Джазари (al-Jazari). Одно из самых важных изобретений механики, до сих пор являющееся одной из основных составляющих частей современных машин, первоначально использовалось в ирригации. Из книги инженера ясно, что он изобрел либо усовершенствовал вентили и клапаны, разработал первые механические часы. Аль-Джазари можно считать отцом робототехники. Замок с кодом – тоже его изобретение.

8. Стрельчатая арка

Стрельчатая арка – характерная черта европейских готических соборов, но идея таких арок была позаимствована из мусульманской архитектуры. Она была крепче полукруглой арки, используемой римлянами и норманнами, и, соответственно, позволяла строить более высокие и сложные здания. Также европейцы переняли у мусульман идеи конструкции ребристых сводов и круглых окон-розеток. Европейские замки стали копией мусульманских с их бойницами, парапетами, барбаканами и квадратными башнями. Например, архитектором замка Генриха V был мусульманин.

9. Хирургические инструменты

Многие современные хирургические инструменты, включая скальпели, медицинские пилы, щипцы, тонкие ножницы, остались такими, какими их придумал мусульманский хирург аль-Захрави (al-Zahrawi). Именно он обнаружил, что кетгут, используемый для наложения внутренних швов, рассасывается в организме естественным путем и может быть применен при производстве медицинских капсул. В 13 веке, за 300 лет до Уильяма Гарвея (William Harvey), мусульманский врач Ибн Нафис (Ibn Nafis) описал процесс кровообращения. Мусульманские врачи изобрели анестетики и полую иглу для экстракции катаракты.

10. Ветряная мельница

Ветряную мельницу арабы изобрели в 634 году и использовали для перемалывания кукурузы и снабжения водой. В арабских пустынях единственным источником энергии был ветер, месяцами дующий в одном направлении, и этот источник использовали на полную мощность. У мельниц было 6 или 12 крыльев, покрытых тканью и пальмовыми листьями. В Европе первые ветряные мельницы появились только через 500 лет.

11. Прививка

Первыми идею прививки предложили не Дженнер и Пастер, а мусульмане. В Европу эта техника пришла из Турции в 1724 году, где в Стамбуле на эту процедуру обратила внимание жена английского посла. В Турции детям делали прививку от оспы за 50 лет до того, как вакцинацию открыли европейцы.

12. Авторучка

Первую авторучку придумали для султана в 953 году: правитель потребовал ручку, которая не пачкала бы его одежду и руки. Тогда система подачи чернил к кончику ручки была такой же, как сейчас.

13. Система нумерации

Вероятно, система нумерации, которую используют во всем мире, происходит из Индии, но форма чисел – арабская, и впервые появилась в печатном виде в работе мусульманских математиков аль-Хваризми (al-Khwarizmi) и аль-Кинди (al-Kindi) в 825 году. Прототипом слова "алгебра" стало название книги аль-Хваризми "Al-Jabr wa-al-Muqabilah", причем принципы, описанные в ней, до сих пор используются. Результаты работы мусульманских математиков, включая алгоритмы и некоторые теории тригонометрии, попали в Европу только через 300 лет. Открытый аль-Кинди частотный анализ послужил основанием для развития современной криптографии.

14. Обед из трех блюд

Концепцию обеда из трех блюд – супа, после которого едят мясо или рыбу, за которыми следуют фрукты и орехи – принес в 9 веке с собой из Ирака в Кордову Али ибн Нафи (Ali ibn Nafi). Он также ввел в обиход хрустальные стаканы (изобретенные, кстати, уже вышеупомянутым Аббасом ибн Фирнасом).

15. Ковры

Ковры у средневековых мусульман считались неотъемлемой частью рая. Техника ткачества была довольно развита, постоянно появлялись новые краски, да и само искусство ткачей было не на последнем месте. В Европе же полы покрывали плетеными половиками, под которыми, вследствие плохой уборки, была куча мусора, кости, и не только. Неудивительно, что арабские и персидские ковры быстро прижились.

16. Чек

Если бы не мусульмане, чеков у нас не было бы. Само слово "чек" произошло от арабского "saqq", которое означает письменное обязательство оплатить товар при доставке. Необходимость в чеках возникла из-за того, что перевозить деньги на большие расстояния было весьма опасно. Уже в 9 веке мусульманские бизнесмены могли обналичить чеки, выписанные на багдадские банки, в Китае.

17. Земля – шар

В 9 веке уже многие мусульманские ученые считали, что Земля имеет форму шара. По словам астронома Ибн Хазма (Ibn Hazm), доказательством служил тот факт, что "Солнце всегда находится вертикально к определенной точке на Земле". Это было за 500 лет до того, как об этом догадался Галилей. Вычисления мусульманских астрономов были настолько точны, что они ошиблись меньше чем на 200 километров при определении длины экватора, предположив, что она составляет 40253,4 километра.

18. Торпеды и ракеты

Хотя китайцы и изобрели порох из селитры и использовали его в фейерверках, именно арабы догадались очистить его калиевой селитрой и применять в военных целях. Мусульманам удалось напугать и крестоносцев своим оружием. Уже к 15 веку они изобрели ракету, "самодвижущееся и сгорающее яйцо", как они называли его, и торпеду, самодвижущуюся грушевидную бомбу со стрелой на конце, которая взрывалась во вражеских кораблях.

19. Сады

В средневековой Европе были огороды, но именно арабы рассматривали сад как место для отдыха и медитации. Первые королевские сады такого рода появились в 11 веке в мусульманской Испании. Родина гвоздик и тюльпанов – тоже мусульманские страны.

Перевод: М.

www.infoniac.ru

Ratios coffee, Sharjah, UAE | Karifood

Сонный и спокойный городок Шарджа, сосед яркого и фантастического Дубая, для большинства туристов служит лишь перевалочным пунктом либо на пути в Азию, либо по дороге в Дубай.

Но если хорошенько поискать повод задержаться в Шардже хотя бы на пару часов, то кофейня Ratios coffee в квартале The Heart of Sharjah — один из них. Моя привязанность к этому месту — почти фанатичная. Мы узнали о Ratios задолго до того, как впервые попали сюда, а попали и вовсе случайно!

Это был один из тех случаев, когда Вселенная водила, кружила по городу, уводила в странные портовые переулки пока, наконец,  не ткнула носом прямо в нужную нам дверь. С тех пор ни один визит в ОАЭ не обходится без чашки матча-лате в Ratios coffee.

Это первое место, куда, прилетев в Эмираты, мы заглядываем на кофе, даже если для этого нужно сделать крюк из аэропорта по дороге в Дубай или Абу-Даби. Ratios coffee — единственная кофейня, которая мотивирует на прогулку под раскалённым солнцем в +47 в тени.

И, пожалуй, единственная, где за каптейстингом можно встретить сыновей, дочерей, жён, племянников правящей семьи эмирата. А всё потому что Ratios coffee принадлежит шейху — Халиду аль Кассими из королевского дома эмирата Шарджа.

Шейх Халид — не просто номинальный владелец, которому по бумагам принадлежит кофе-шоп и с оборотов, и прибыли которого пополняется его банковский счёт. Халид — один из главных кофейных энтузиастов в ОАЭ, а его Ratios coffee стал самым первым заведением в Шардже с хорошим зерном, качественной обжаркой и большим меню альтернативы. Это уже больше, чем кофе: когда ты первый — это уже история!

В Ratios coffee шейха Халида можно встретить каждый день, он забегает сюда на первую чашку кофе по дороге в офис, вечером перед закрытием выпивает чашку по дороге домой.

Мы встретились с шейхом в один из жарких августовских дней, когда городские улицы эмиратских городов словно вымирают, и только в ресторанах, кофешопах и отелях, обдуваемых ледяными потоками кондиционируемого воздуха, продолжается жизнь. Шейх Халид признаётся: современная культура кофе захватила его настолько, что управление кофейней давно перестало быть бизнесом ради прибыли.

Он даже сам вполне в состоянии приготовить хороший кофе в эспрессо-машине, хотя, конечно, не считает себя профессиональным бариста. Ratios coffee на фоне многочисленных кофейных франшиз с одинаковыми по всему миру интерьерами, меню, набором снеков и брендированных чашек — заведение нишевое, «для тех, кто понимает».

Никаких коммерческих обжарок или масс-маркета: обжарка местная, выпечка, закуски — от локальных маленьких пекарен, крафтовое мороженое, джемы, сладости. Вроде бы ничего удивительного даже с точки зрения Киева, где таких поклонников домашнего крафта «с горящими глазами» пруд пруди.

Но в ОАЭ, где Starbucks, Gloria Jeans и прочие Tim Horton крепко держат руку на кофейном пульсе арабских кофе-фанатов, подобные заведения превращаются в нечто вроде особого клуба — по кофейным интересам. Ещё два года назад, накануне открытия Ratios coffee в Шардже, даже в гастрономически развитом Дубае было всего три кофешопа, которые занимались speciality кофе.

Сейчас их число возросло до 15-20, но, как признается Халид, даже в Ratios до сих пор можно услышать от гостей реплики о «каком-то не таком вкусе кофе!».

При всём многообразии кофейного меню в Ratios coffee, от классики эспрессо до альтернативного фильтр-кофе, мой фаворит — матча-латте, эталонный, с зелёной пеной, округлым вкусом и нужной горчинкой.

Первая чашка — награда за проделанный путь, выпивается едва ли не залпом, чтобы возвратились силы и способность адекватно мыслить.

Вторая пьётся долго, чашка растягивается на целую беседу с пролистыванием кофейных книг и поеданием гранолы с финиковым джемом, только бы отложить момент встречи с раскалённым влажным воздухом за окном!

Ratios coffee, Shop 1, Souq Al Shanasiyah, Corniche Street, Sharjah, UAE

Платье Must Have, сумка Women’Secret, травел-кейс BlankNote.ua

Текст: Ольга Кари

Фото: Антон Лазутин, Ольга Кари

karifood.com

Must-do: Шарджа, ОАЭ | Karifood

Эмират, в котором строго-настрого запрещён алкоголь, где музеев больше, чем в любом другом арабском эмирате, где колоритная локальная еда с кремовыми хумусами и хрустящими котлетками кеббе не оставляет шанса модным европейским шефам, где витрины магазинов сладостей ломятся от изобилия фиников и орехов, орехов с финиками и фиников с орехами, а также шоколада, пастилы, горячей розовой «кхэлве», а кондитерские лавки открыты до глубокой ночи, рыбный рынок чист и стерилен, как нано-техническая лаборатория космических исследований. Это Шарджа — колоритная, контрастная, уютная, домашняя и гостеприимная.

Соседство Шарджа с Дубаи, с одним из самых модных и фешенебельных городов ОАЭ, всегда приводит к невольному сравнению двух городов: чьи небоскребы выше, чей фонтан музыкальней, чья еда изысканней, чьи шопинг-моллы богаче.

Строго говоря, Дубаи — это город для «выхода в свет», для роскошного ужина у Аттертона, город шопинга и моллов, которые покидаешь с весьма похудевшей банковской картой, но зато навьюченный плотными бумажными пакетами с дорогим тиснением вензелей и логотипов, город пятизвёздочных яхт и концентрата мировой гастрономии, стильный, молодой, динамичный.

Шарджа — город весёлых детей, огромных благоухающих парков, город вкуснейших хумусов и колоритных микроскопических ресторанчиков, сладостей и мороженого, зелени и пальм, семейных уличных пикников, футбольных мячей, смеха и фиников в шоколаде, присыпанных миндальной пудрой, город музеев, цветов, колоритных мозаик и уходящих в небо шпилей минаретов.

Как и повсюду в ОАЭ, в Шардже все знают английский язык, таблички, указатели, объявления пишут на арабском и английском, здесь чисто, комфортно и безопасно, сумасшедший траффик на дорогах, мелкие нарушения караются серьёзными штрафами, уличных животных практически нет, лишь изредка встречаются на улицах коты.

Домашних животных почти никто не держит, поскольку большинство жителей ОАЭ — это приезжие и наёмные работники по контракту, завезти в страну и вывезти из неё кота или собаку стоит баснословных денег и бумажной волокиты.

Граждане страны — их около 20 процентов из всего населения Эмиратов — предпочитают котам и собакам ценных соколов, верблюдов и дорогостоящих породистых лошадей.

В Шардже действует строжайший запрет на алкоголь, а это сразу «отсеивает» туристическую публику, которая, дорвавшись до отпуска, пускается во все тяжкие. Алкоголь здесь не продают ни в отелях, ни в ресторанах, и даже в аэропорту алко-покупку из дьюти-фри по прилёту вас попросят выбросить в мусорный бак на контроле.

Что до одежды, то в Шардже приветствуются закрытые плечи и шорты-юбки-платья длиною ниже колен, никакого вызывающего мини, открытых плеч и декольте.

В общем-то, для туристов предусмотрен разумный сити-стайл, согласующийся с уважением к местному вероисповеданию, но, разумеется, закутывать приезжих в кандуру до пят или чёрную абаю с буркой никто не станет.

Итак, с чего начать знакомство с Шарджей?

Конечно, с еды! Местные путеводители пишут о большом выборе ресторанов азиатской и европейской кухонь. На самом деле, здешние кулинарные игры в европейскую и азиатскую еду часто неудачные.

Зато исполнение арабской, ливанской, пакистанской, индийской и даже египетской кухни в Шардже с лихвой компенсируют жалкие попытки играться в европейскую haute cuisine.

Оставьте надежды найти здесь вкусную пиццу на дровах или более-менее приличный тирамису, не ройтесь в толстом резиновом кляре в попытках отыскать в нем хоть немного рыбы.

Щедрой рукой накладывайте на тарелку хумусы с оливковым маслом, свежие овощи и зелень, мутабаль из печёных баклажанов с лёгким ароматом «дымка» под горстью рубиновых зёрен граната.

Не обойдите вниманием горячие пирожки — самсу с бараниной или сыром.

Смело пробуйте шаурму с гигантских вертелов, завёрнутую в лаваш вместе с маринованным редисом и острыми перцами. Похрустите пряными фаляфелями — жареными шариками из нута и кунжута.

Съешьте целую миску салата фатуш из зелени и овощей с ломтиками подсушенных или поджаренных пит или тарелку освежающего таббуле — салата из мелко рубленной зелени с кус-кусом и щедрой заправкой из лимонного сока.

Не обойдите вниманием харису — блюдо из томленой пшеницы и баранины, которое готовят на медленном огне, и «аль маджбус» — рис с мясом, с зажаренными до хруста ломтиками лука, специями и сушёными или вялеными лаймами.

Плато рыбы и морепродуктов на рисе — сытная альтернатива роскошным кебабам, ливанским котлеткам кеббе и шашлычкам в лаваше с печёными овощами.

В арабской традиции нет привычки завершать трапезу тяжеловесным десертом.

По крайней мере, никто не заедает жареного барашка увесистым ломтем пирога или чизкейка, а сливочные, бисквитные и шоколадные композиции из коржей и крема, если и присутствуют в меню, то исключительно для туристов, и, честно говоря, вообще невкусны.

После ужина вам предложат чашечку арабского кофе или классического эспрессо, и на этом всё.

Сладости — фрукты, орехи, финики, местная пахлава, «кхэлве» из розовой воды, кардамона, крахмала и пряностей — больше относятся к кофепитию, чем к ужину или обеду.

Розовая вода — один из местных специалитетов, не дешевый, но самый колоритный деликатес. К примеру, в ресторанчике Zahr el laumon в районе Al Мajaz на самом мысу у фонтана, лимонад с розовой водой подают в графине, смешав его со свежими фисташками, лепестками миндаля и кешью — от одного его аромата пьянеешь без капли алкоголя!

Namlet — старейший бренд местных лимонадов, выпускаемый с 1920 года, — делает линейку напитков с розовой водой, цена за бутылочку «местной содовой» — около 20 долларов США.

Кстати, имейте в виду, что в Шардже больше в ходу наличные деньги — и даже объявления на двери магазина или ресторана о том, что здесь можно расплатиться карточкой, не всегда означают, что вы физически сможете это сделать, особенно, если речь идет о мелких лавочках и магазинчиках.

Нередко продавец сразу же отправляет вас снимать деньги в ближайшем банкомате, предпочитая иметь дело с наличными, а не с чеками и терминалами. Поэтому удобнее всего часть денег обменять по прибытию прямо в аэропорту, потому что в самом городе Шарджа в центре всего аж один официальный пункт обмена валют, а неофициальных нет.

Поменять деньги можно в отеле на рецепшене — крупную сумму в том отеле, где вы проживаете, а мелкую до 100 долларов — в любом сетевом международном отеле. Курс будет чуть ниже официального, в среднем курс доллара в обменных точках колеблется от 3,4 до 3,6 дирхам за 1 американский доллар.

Шарджа насыщена брендовыми кофейнями — на каждом углу вывески COSTA, Starbucks, Tim Horton и прочие франшизы с дешёвым кофейным зерном, стандартным набором «американских» десертов и кофе, который можно пить только обильно сдобрив молоком, сахаром и сиропами.

Однако coffee speciality здесь всё же водится. В историческом районе Нeart of Sharjah загляните в знаменитую кофейню Ratios Coffee.

В меню колдбрю, пуровер, аэропресс и прочая кофейная альтернатива, свежая обжарка, кофейная классика в виде эспрессо, капучино, шелковистый flat-white, отличный матча-латте и шесть сортов speciality из Эфиопии, Гватемалы, Сальвадора, Бурунди и Панамы.

Владеет кофейней шейх Халид Аль Кассими, который поддерживает развитие новой кофейной культуры мира и ОАЭ и, к слову, сам отлично разбирается в кофейных сортах и технологиях.

Цена на кофейный напиток начинается от 18 дирхам за чашку, что не намного дороже кофейной франшизной бурды, но ощутимо вкусней и приятней!

После плотного знакомства с фуд и кофейной культурой Шарджа, наконец-то отправляйтесь на осмотр культурного наследия города, история которого насчитывает более шести тысяч лет.

Музеев в Шардже много, и, к счастью, это не схоластические скучные коллекции древностей, а современные интерактивные кластеры. В этих музеях не скучно!

Например, Музей Исламской цивилизации может похвалиться не только собранием старинных изданий Корана, а и потрясающим залом научных достижений, где миниатюрные диорамы автоматизированы — нажимаешь кнопку и всё начинает крутиться, светиться, переливать воду, поднимать грузики и камни.

На третьем этаже музея потолок под куполом украшен роскошной мозаикой из знаков зодиака и Млечного пути — обязательная остановка для фотографов!

По соседству в Музее культурного наследия маленькая, но информативная экспозиция «всё, что вы хотели знать о жизни арабов, но стеснялись спросить»: одежда, посуда, фиалы с косметикой, музыкальные инструменты, наряды, украшения, обряды, традиции, всё о традициях рождения и смерти в исламской культуре.

Музей займёт всего полчаса вашего времени, зато по информативности многократно превзойдёт интернет.

Музей Авиации, который находится в здании старого и самого первого аэропорта ОАЭ, обязательно включите в свой список must-visit, а любителям морской темы очень понравится Морской музей.

Он находится рядом с городским пляжем в Кальбе и Аквариумом (гигантские черепахи, обитатели тёплых вод Индийского океана, скаты, пятнистые груперы, рыбки-клоуны, попугаи, хирурги, акулы и даже чистильщики аквариумов — в экспозиции!).

В Морском музее собрана коллекция кораблей: от изящных миниатюр до настоящих лодок и шхун, всё ручной сборки, мастера-корабелы из Эмиратов до сих пор делают лодки и корабли вручную, небольшим набором рабочих инструментов. Несмотря на развитие современного судостроения в ОАЭ, ценные навыки крафтовой сборки уже стали частью культурного наследия, и хорошая лодка ручной работы именитого мастера может стоить дороже самой элитной яхты.

Часть выставки в Морском музее посвящена ловле жемчуга — древнему промыслу рыбацких деревень Персидского залива. Ловцы жемчуга работали в тяжёлых условиях (средняя продолжительность их жизней не превышала 40 лет), целиком и полностью зависели от честности хозяина шхуны, и нередко «неурожайный» на жемчуг год ставил под угрозу благополучие всей семьи — система оплаты была такова, что один раз взяв в долг у хозяина, можно было на целые десятилетия запрячь себя и своих сыновей в рабство.

Количество музеев в Шардже (здесь их уже открыто 16) поражает ровно до тех пор, пока не узнаешь, сколько здесь мечетей — больше 600. В центре города есть даже островок-ротонда с памятником Корану.

Не мусульманам в мечеть заходить воспрещено. Но в одну из самых больших и красивых Al Noor Mosque в часы, свободные от молитв, для туристов — и мужчин, и женщин — вход с недавних пор открыт.

Всего в ОАЭ только три мечети, куда пускают туристов — Jumeirah Mosque в Дубаи, Sheikh Zayed Grand Mosque в Абу Даби и Al Noor — в Шардже.

Требования к мужчинам относительно дресс-кода не очень строги (можно войти даже в шортах, если те ниже колен), то для женщин обязательны абая — чёрная верхняя накидка и шейла — платок на голову, их выдают при входе, где посетители оставляют обувь. Мужчинам, одетым «не по дресс-коду», выдают белые кандуры.

Мечеть возвели в 2005 году в память о старшем сыне правителя Шарджи. Два года назад Al Noor (в переводе «лучи света, солнца») даже попала в Книгу рекордов Гиннеса за то, что собрала в период Рамадана самое большое число пожертвований.

Здесь выставлены старинные и новые, но отлично оформленные издания Корана, кроме того, возле мечети разложен деревянный стол, где туристы могут взять с собой бесплатно карту города, путеводитель, пару симпатичных открыток и мини-разговорник арабского с набором базовых «здравствуйте», «спасибо» и «сколько это стоит?».

Кстати, ОАЭ — страна очень терпимая к другим религиям, здесь есть даже православная церковь, землю под которую шейх Шарджи передал храму в вечное пользование.

На входе в каждый музей, мечеть, госучереждение или отель посетителей встречают угощениями fuala — небольшими закусками, чтобы подкрепить силы и освежиться: гостям обязательно предложат арабский кофе с кардамоном, финики, чистую воду, сладости.

В Кальбу приезжайте посмотреть на Персидский залив и поплавать в нем.

Песок на побережье мелкий и сыпучий, почти не пристает к ногам, волн практически нет.

Но солнце такое жгучее, что в обеденное время под его лучами можно серьёзно навредить коже, поэтому крем с хорошим солнцезащитным фильтром, шляпа, очки, зонтик от солнца — безусловный must-have на море.

Главное преимущество Кальбы как пляжа — безлюдность. Здесь практически нет «пляжных» развлечений, только море, песок, топчан.

За фаном отправляйтесь на пляж в Хор Факкане, в Кальбе же наслаждайтесь тишиной и едва слышным шелестом волн.

В Heart of Sharjah — историческом центре Шарджа — находится старейший в Эмиратах базар (раньше это были шатры и палатки торговцев, теперь это крытый рынок с белыми домиками внутри) Al Arsa Souq с горой антиквариата, товарами китайской и местной туристической мануфактуры и высокими ценами.

В прежние времена сюда стягивались торговцы со всего Аравийского полуострова, сюда шли караваны, здесь торговали финиками и углём, рисом, специями и шёлком.

Сейчас Al Arsa Souq — чек-пойнт для туристов. Прогуляться здешними улочками однозначно стоит: загляните в табачную лавку, комнату с нардами и магазинчик сладостей.

Но цены здесь очень «туристические», завышены многократно, тот же самый посудный и одёжный крафт продаётся на обычном местном рынке и раза в три дешевле, не говоря уже о сладостях.

Центральный рынок — Сentral Souq на берегу лагуны Халид — тоже вырос на месте обычного «палаточного» базара.

Снаружи здание, обильно украшенное мозаикой, напоминает вагончики паровоза, внутри представляет собой две длинные двухэтажные галереи лавок с текстилем, коврами, бриллиантами и золотом.

За самыми яркими впечатлениями отправляйтесь на рыбный базар возле порта, там же в одном здании находятся овощные и мясные ряды.

Из верхних галерей Fish Market можно через окно наблюдать, как к вечеру приезжают лодки и из них выгружают улов — свежую рыбу привозят каждый день к 4-ем часам. Вход в рынок с роскошным рецепшеном и охраной, мраморными скамейками и лестницами больше напоминает вход в пятизвездочный отель.

Здесь нет ничего, что напоминало бы стандартный продуктовый базар — разве что разложенные на прилавках фрукты, овощи, рыба, мясная вырезка — каждый в своём закрытом павильоне.

Нет ни запахов, ни шума, ни толчеи: стерильные металлические прилавки, холодильники и витрины со льдом, где выложены рыбные и мясные деликатесы, обязательная униформа и шапочки у всех сотрудников, строгая охрана (здесь даже фотографировать без официального разрешения властей нельзя).

Разделочный цех находится отдельно, он ограждён плотными стеклянными перегородками от торгового зала, и точно так же может похвалиться стерильной чистотой.

К вечеру начинает оживать и просыпаться самый весёлый и kids-friendly квартал Al Qasba.

Здесь сосредоточены кофейни, магазинчики, кондитерские, рестораны, игровые площадки и аттракционы для детей.

Главная достопримечательность Al Qasba — колесо обозрения Eye of Emirates с закрытыми кондиционированными кабинками. В самой верхней точке колеса обозрения кабинки ненадолго останавливаются, чтобы сидящие в них люди полюбовались городом, по кругу колесо проходит несколько раз.

Стоит удовольствие 30 дирхам, а ещё к билетам можно получить талончик на скидку в какое-нибудь кафе в Al Qasba.

Каждую весну в Al Qasba проходит местный фестиваль еды — на улочках вдоль канала ставят несколько площадок для кулинарных баттлов и мастер-классов, рестораны выносят на улицу брендированные тележки со всевозможной take-away едой, работают поп-ап рестораны и фуд-траки.

Много угощений, много вкусной еды (один боснийский кебаб с острой аджикой айвар чего стоит!), много людей и детей, шефов и рестораторов, смеха, веселья и ощущения праздника.

Длится кулинарный фестиваль десять дней, единой локации у него нет — «островки» фестиваля разбросаны по всему городу.

В Al Qasba загляните в один из самых вкусных арабских ресторанов Al Shababeek возле пешеходного моста — классическое заведение с добротной локальной кухней, простым и функциональным интерьером без изысков.

Зато здесь подают вкуснейший хумус и мутабаль с кубусами — шарообразными лепёшками с куркумой, отличное мясо, самсу, фаляфель и кеббе, оливки, острые и пряные пасты.

Одними закусками и лепёшками можно пообедать так плотно, что на мясо и кебабы не останется сил.

Вечером, когда спадает жара, весь город и его зелёные зоны превращают в один большой сити-пикник. Прямо на траве расставляют столики и складные стулья, едят, болтают, играют с детьми.

Над Al Qasba сияет колесо обозрения, в лагуне возле парка Al Majaz, едва стемнеет, включаются светомузыкальный фонтан.

Вообще, фонтаны в странах Востока — не просто дежурное развлечение для туристов, это признак собственной состоятельности, благополучия, достатка и умения радоваться жизни, особенно в пустыне, где чистая вода стоит на порядок дороже бензина.

Музыкальный фонтан в Al Majaz очень похож на «расширенную» версию аналогичного фонтана в грузинском Батуми: и музыка та же, и оформление, и «танцы» струй такие же.

Но на фоне отелей небоскребов, вид на которые открывается с террасы прибрежного ресторана, пёстрый фонтан производит впечатление более яркое и запоминающееся, создавая прекрасное «здесь и сейчас» с ароматом кардамона, свежесваренного кофе и дымком с гриля.

Изучили город Шарджа Ольга Кари и Антон Лазутин

Текст: Ольга Кари

Фото: Антон Лазутин, Ольга Кари

Узнайте, что посмотреть в пустыне, вот тут

Karifood благодарит компанию Air Arabia за организацию поездки

karifood.com

Что дали миру мусульманские изобретатели

Ислам всегда поддерживал науку и просвещение, пока Средневековая Европа сжигала всех, кто пытался приобщиться к литературе и научным изысканиям. Вклад исламских ученых в европейское Возрождение огромен. Об этом неоднократно говорили сами видные деятели европейского интеллектуального класса. И дело отнюдь не в том, что арабы и персы перевели и переосмыслили идеи Аристотеля и Платона. Многие вещи, повседневно окружающие нас, были введены в обиход или придуманы именно мусульманскими учёными мужами.

1. Кофе

Согласно одной легенде, араб Халид (Khalid) пас своих овец в Каффе, регионе южной Эфиопии, и заметил, что животные становятся энергичнее, когда едят определенные ягоды. Собрав их, Халид сварил первый кофе.

Первые сведения о вывозе зерен касались экспорта кофе из Эфиопии в Йемен. Уже в 15 веке его завезли в Мекку и Турцию, откуда кофе попал в Венецию в 1645 году. В Англию зерна привез турок Паскуа Роси (Pasqua Rosee) в 1650 году, и открыл первую кофейню на лондонской улице Ломбард. Путь слова “кофе” весьма длинный: арабское “qahwa” превратилось в турецкое “kahve”. Итальянцы переняли его как “caff?”, у англичан появилось слово “coffee”, а у русских — “кофе”.

2. Камера

Древние греки считали, что глаза испускают свет и видят люди благодаря этому. О том, что на самом деле свет проникает в глаза, догадался Ибн аль-Хайтам (Ibn al-Haitham), мусульманский математик, астроном и физик, живший в 10 веке. Наблюдая за тем, как свет проникает сквозь щели ставней, он заметил, что чем меньше была щель, то тем лучше была видна картинка, и изобрел первую камеру-обскуру (“qamara” в переводе с арабского означает “темная или отдельная комната”). Также считается, что аль-Хайтам первым перевел физику из разряда философской науки в экспериментальную.

3. Шахматы

В шахматы играли еще древние индийцы, но игра значительно отличалась от той, которую мы знаем сегодня. Современный вариант появился в Персии, откуда и распространился на запад в Европу: в 10 веке в Испании игра была введена маврами.

4. Парашют

За тысячу лет до братьев Райт, идея создать летательный аппарат пришла в голову мусульманскому поэту, астроному и инженеру Аббасу ибн Фирнасу (Abbas ibn Firnas). В 852 году он спрыгнул с крыши мечети в свободно развевающемся плаще с прикрепленными к нему деревянными дощечками. Фирнас надеялся, что будет парить как птица, но у него не получилось. Плащ замедлил падение, и стал чем-то вроде первого парашюта, и ученый отделался легким испугом и незначительными ушибами. В возрасте 70 лет, усовершенствовав свой аппарат, Фирнас повторил свою попытку, спрыгнув с горы. Ему удалось продержаться в воздухе 10 минут, но в итоге он разбился при приземлении: дело в том, что к своему аппарату он не приделал хвост.

5. Мыло и шампунь

Ежедневное купание – одно из требований ислама. Возможно, именно поэтому мусульмане занимались улучшением рецепта мыла. Известно, что подобие мыла было и у древних египтян, и у римлян, но именно арабы догадались смешать растительные масла с гидроксидом натрия и ароматическими соединениями. В Англии шампунь появился в 1759 году, когда некий мусульманин открыл баню в Брайтоне.

6. Современная химия

Ябир ибн Хайян (Jabir ibn Hayyan) – ученый, превративший алхимию в химию. В 9 веке он открыл процессы, которые до сих пор используются в современной науке: дистилляция, кристаллизация, плавление, рафинация, окисление, выпаривание и фильтрация. Хайян открыл серную и азотную кислоты, и изобрел перегонный аппарат, благодаря которому в мире появились алкогольные напитки и ароматы, используемые в производстве духов.

7. Коленчатый вал

Коленчатый вал, устройство, превращающее ротационное движение в линейное, изобрел мусульманский инженер аль-Джазари (al-Jazari). Одно из самых важных изобретений механики, до сих пор являющееся одной из основных составляющих частей современных машин, первоначально использовалось в ирригации. Из книги инженера ясно, что он изобрел либо усовершенствовал вентили и клапаны, разработал первые механические часы. Аль-Джазари можно считать отцом робототехники. Замок с кодом – тоже его изобретение.

8. Стрельчатая арка

Стрельчатая арка – характерная черта европейских готических соборов, но идея таких арок была позаимствована из мусульманской архитектуры. Она была крепче полукруглой арки, используемой римлянами и норманнами, и, соответственно, позволяла строить более высокие и сложные зданий. Также европейцы переняли у мусульман идеи конструкции ребристых сводов и круглых окон-розеток. Европейские замки стали копией мусульманских с их бойницами, парапетами, барбаканами и квадратными башнями. Например, архитектором замка Генриха V был мусульманин.

9. Хирургические инструменты

Многие современные хирургические инструменты, включая скальпели, медицинские пилы, щипцы, тонкие ножницы, остались такими, какими их придумал мусульманский хирург аль-Захрави (al-Zahrawi). Именно он обнаружил, что кетгут, используемый для наложения внутренних швов, рассасывается в организме естественным путем и может быть применен при производстве медицинских капсул. В 13 веке, за 300 лет до Уильяма Гарвея (William Harvey), мусульманский врач Ибн Нафис (Ibn Nafis) описал процесс кровообращения. Мусульманские врачи изобрели анестетики и полую иглу для экстракции катаракты.

10. Ветряная мельница

Ветряную мельницу арабы изобрели в 634 году и использовали для перемалывания кукурузы и снабжения водой. В арабских пустынях единственным источником энергии был ветер, месяцами дующий в одном направлении, и этот источник использовали на полную мощность. У мельниц было 6 или 12 крыльев, покрытых тканью и пальмовыми листьями. В Европе первые ветряные мельницы появились только через 500 лет.

11. Прививка

Первыми идею прививки предложили не Дженнер и Пастер, а мусульмане. В Европу эта техника пришла из Турции в 1724 году, где в Стамбуле на эту процедуру обратила внимание жена английского посла. В Турции детям делали прививку от оспы за 50 лет до того, как вакцинацию открыли европейцы.

12. Авторучка

Первую авторучку придумали для султана в 953 году: правитель потребовал ручку, которая не пачкала бы его одежду и руки. Тогда система подачи чернил к кончику ручки была такой же, как сейчас.

13. Система нумерации

Вероятно, система нумерации, которую используют во всем мире, происходит из Индии, но форма чисел – арабская, и впервые появилась в печатном виде в работе мусульманских математиков аль-Хваризми (al-Khwarizmi) и аль-Кинди (al-Kindi) в 825 году. Прототипом слова “алгебра” стало название книги аль-Хваризми “Al-Jabr wa-al-Muqabilah”, причем принципы, описанные в ней, до сих пор используются. Результаты работы мусульманских математиков, включая алгоритмы и некоторые теории тригонометрии, попали в Европу только через 300 лет. Открытый аль-Кинди частотный анализ послужил основанием для развития современной криптографии.

14. Обед из трех блюд

Концепцию обеда из трех блюд – супа, после которого едят мясо или рыбу, за которыми следуют фрукты и орехи – принес в 9 веке с собой из Ирака в Кордову Али ибн Нафи (Ali ibn Nafi). Он также ввел в обиход хрустальные стаканы (изобретенные, кстати, уже вышеупомянутым Аббасом ибн Фирнасом).

15. Ковры

Ковры у средневековых мусульман считались неотъемлемой частью быта. Техника ткачества была довольно развита, постоянно появлялись новые краски, да и само искусство ткачей было не на последнем месте. В Европе же полы покрывали плетеными половиками, под которыми, вследствие плохой уборки, была куча мусора, кости, и не только. Неудивительно, что арабские и персидские ковры быстро прижились.

16. Чек

Если бы не мусульмане, чеков у нас не было бы. Само слово “чек” произошло от арабского “saqq”, которое означает письменное обязательство оплатить товар при доставке. Необходимость в чеках возникла из-за того, что перевозить деньги на большие расстояния было весьма опасно. Уже в 9 веке мусульманские бизнесмены могли обналичить чеки, выписанные на багдадские банки, в Китае.

17. Земля – шар

В 9 веке уже многие мусульманские ученые считали, что Земля имеет форму шара. По словам астронома Ибн Хазма (Ibn Hazm), доказательством служил тот факт, что “Солнце всегда находится вертикально к определенной точке на Земле”. Это было за 500 лет до того, как об этом догадался Галилей. Вычисления мусульманских астрономов были настолько точны, что они ошиблись меньше чем на 200 километров при определении длины экватора, предположив, что она составляет 40253,4 километра.

18. Торпеды и ракеты

Хотя китайцы и изобрели порох из селитры и использовали его в фейерверках, именно арабы догадались очистить его калиевой селитрой и применять в военных целях. Мусульманам удалось напугать и крестоносцев своим оружием. Уже к 15 веку они изобрели ракету, “самодвижущееся и сгорающее яйцо”, как они называли его, и торпеду, самодвижущуюся грушевидную бомбу со стрелой на конце, которая взрывалась во вражеских кораблях.

19. Сады

В средневековой Европе были огороды, но именно арабы рассматривали сад как место для отдыха и медитации. Первые королевские сады такого рода появились в 11 веке в мусульманской Испании. Родина гвоздик и тюльпанов – тоже мусульманские страны.

23.01.2015

poistine.org

Международный день кофе! | "Счастливая чашка"

В честь международного дня кофе мы хотим сделать для вас этот праздник еще более приятным!  Только для ценителей кофе два дня  скидка 3%* на любой вид кофе из нашего каталога!

А также сегодня  мы расскажем вам несколько легенд про этот удивительный напиток.

 

 

Пастух Калди и кофе

Пастух Калди как-то обратил внимание, что животные, которых он пас, отведав листву и плоды одного дикорастущего растения, становились очень активными и работоспособными. Калди решил сам испытать действие этих ягод, похожих на вишню, и почувствовал такой прилив бодрости и сил, что смог не спать почти трое суток. Правда ли это - неизвестно. Известно только то, что уже шесть столетий назад в монастырях Йемена и Эфиопии церковнослужители готовили из кофе отвар, который отгонял сон во время ночных церковных служб. Этот напиток они назвали “кава” - в честь персидского владыки Кавуса Кая. Возможно, что это как-то связано с последующим названием какао.

 

Шейх Омар и кофе

Эта легенда о том, что первым бодрящее свойство кофе открыл доктор Шейх Омар. Прогуливаясь, он обнаружил это дерево и решил его исследовать. Взяв семена, он сделал из них отвар и принимал в течение нескольких дней. После этого курса он заметил, что стал бодрее и веселее. После этого он стал добавлять кофе в различные лечебные настои для придание более сильного эффекта. До самой своей смерти Омар не раскрывал секрет кофе, а перед своей кончиной рассказал все своему сыну.

 

Согласно другой, не менее красочной версии той же легенды, Омар увидел птицу в замечательном оперении, которая опустилась на дерево и начала необыкновенно красиво петь. Когда дервиш добрался до птицы, оказалось, что на ее месте остались только цветы и плоды. Наполнив ими корзину, он возвратился в пещеру, чтобы отварить на обед немного собранных растений. То ли случайно, то ли ради эксперимента вместо трав он бросил в котел плоды дерева и получил вкусный и ароматный напиток.

 

 

Архангел Гавриил, кофе и пророк Магомет

Одна легенда рассказывает о том, как архангел Гавриил принес темный эликсир умирающему пророку Магомету. Это был кофе. Благодаря этому напитку Магомет смог встать на ноги, набрался сил и продолжил создавать самую могущественную во все времена Исламскую империю.

 

Пожар

Одной из самых простых (но в то же время самых рациональных) версий об открытии кофе людьми является рассказ о лесном пожаре. В тропических лесах жаркой Эфиопии (конечно же, в районе Каффы ) периодически случаются пожары. Во время одного из таких пожаров загорелась посадка с дикорастущим кофе. В огне плоды кофейного дерева высушились, а затем и поджарились. Прекрасный аромат жареного кофе дошел до ближайшей деревни, люди захотели узнать, что же это так благоухает?.. Они углубились  в лес – так и было обнаружено кофейное дерево...

 

Ученый Халид

Эфиопские мусульмане называют Калди Халидом и рассказывают свою интересную версию о происхождении кофе. Калди (точнее, Халид) был не пастухом, а исследователем. Когда-то он заметил то же, что и пастух Калди – как козы перевозбуждаются, когда едят неизвестные плоды. Он собрал урожай с незнакомого дерева, поджарил, раздавил камнем и приготовил напиток. Бодрящий напиток Халиду понравился. Он взял кофейные зерна и повез их в Аравию (в Йемен, находящийся через пролив от Эфиопии – в прошлом Абиссинии). Когда по прибытии его спросили, что и откуда он везет, Халид ответил: «Я не знаю, как это называется, но оно из Каффы». Тогда арабы стали просто называть эти плоды «каффа» что позже и превратилось в «кофе»...

 

В России годом появления кофе считают 1665 год.

Первым любителем и ценителем кофе считают царя Алексея Михайловича. Он его пил как лекарство от простуд и насморка.

 

ps: *спец.пердложение действует с 17.04.2015 по18.04.2015 включительно для города Иркутска! Если в данный момент товара нет на склада скидка переносится на ближайший следующий заказ. Для заказа необходимо оставить заявку на сайте или написать на эл.почту [email protected]

 

lcup.ru


Смотрите также