Какие напитки предпочитают пить в Иране летом. Иран кофе


Иран, как туристическая страна. Взгляд рижанки.

Пишет Алина Гржибовская из Латвии: Целый октябрь прошлого года я провела в Иране. Считаю, что за этой страной — будущее туризма. Великая история, своеобразие и экзотика законов шариата, высокий уровень культуры людей, щедрые дары природы и великолепные сувениры, сделанные вручную, в том числе и знаменитые персидские ковры.

Иран — это страна-вещь-в-себе. Вроде не закрыта для путешественников, но в то же время — не пиарит себя на каждом углу, как Турция. Для туристов это настоящий подарок: тут все дешево, безопасно и несердито.

В 1979 году в светском государстве Иран произошла Великая Исламская Революция. Иран выстроил новые отношения с другими странами, и туристы стали объезжать эту загадочную землю.

В городах Ирана везде развешаны цитаты из Корана на трех языках — арабском, персидском и английском. Такая социальная реклама. 

Революция также привнесла в жизнь иранцев много новых правил. Например, в общественных местах женщинам предписывается носить хиджаб (у себя дома или в гостях иранцы могут хиджаб не соблюдать).

В связи с правилами хиджаба, по которым никто не должен видеть женщину без платка, в Иране люди стараются закрыть окна: в старых проектах на балконе вешают простыни и ставят ширмы, а в новых проектах уже ставят цветные окна, через которые с улицы не видно, что внутри.  Хиджаб — определенный стиль в одежде, при котором голова должна быть покрыта платком, фигура не должна быть вызывающе обтянута, ноги должны быть закрыты до щиколоток. Обычно иранки закрывают ноги так: или надевают брюки плюс тунику, или длинную юбку с колготками или гольфами. Зона декольте должна быть закрыта наглухо. Однако все это не мешает иранкам выглядеть очаровательно.

Улыбчивые иранские студентки. 

 Но все же на улицах большинство закрывают всю эту красоту... черной чадрой до пят. И выглядят, как завернутые в простыню. Почему они это делают? Я нашла несколько ответов: религиозный, практичный и чисто психологический. Религиозный — понятно. Чадра помогает скрыть женские прелести, и мужчины чувствуют себя спокойно, не отвлекаются на шаловливые мысли.

Наглядное пособие по стилю хиджаб у магазина.

 Практичный ответ: из-за редких дождей, иранские города очень пыльные. Пыль и грязь въедаются как в одежду, так и в кожу. Чадра — лучшая защита здоровья кожи от солнца, пыли и сухого воздуха. Наконец, психологическая причина: под чадрой чувствуешь себя защищенно от разных взглядов посторонних.   Это я в парке и в хиджабе.

Кстати, правила одежды существуют и для мужчин. Даже в 40-градусную жару вы не увидите жителя Ирана в шортах — короткие брюки запрещены. Разумеется, запрещено оголение торса, а также некоторые принты на тишотках — цензура есть и тут. В результате мы получаем прилично одетое мужское население. После наших — в трениках, в майках-алкоголичках и с бутылкой в руке — глаз отдыхает. Семейная прогулка.

За этим забором — детский садик.

 Детская игровая площадка в Тегеране. Ничем не отличается от рижских.

В Иране из-за теплого климата очень распостранены мотоциклы в качестве транспорта. Большинство мотоциклистов ездят без шлемов. Девушки за руль не садятся, а предпочитают быть пассажирками.

Одним из главных нововведений Великой Исламской Революции стало полное запрещение алкогольных напитков. То есть уже 35 лет в Иране действует сухой закон. За провоз и употребление даже безобидного пива могут штрафануть или посадить. Конечно, как и везде, есть контрабанда. Иранцы, которые ну очень хотят употребить, делают это дома. Из-за западной пропаганды (которая рисует Иран как ось земного зла) в страну прибывает крайне мало туристов. Поэтому индустрия туризма здесь очень отстала. Отели пустуют или заполнены в основном местными. В ресторанах при отелях кормят посредственно — стараются изобразить нечто между местной традиционной едой (рис, кебаб) и международной кухней (паста, салаты).

Типичный ланч: много риса, кебаб, пережареный помидор и чечевичный суп. Нормально, без изысков.

Но повара руку в этом не набили — 35 лет тишины дали о себе знать. Сервис тоже так себе. Поэтому лучше идти туда, где повара стараются угодить клиентам — в кафешках и столовых для местных. 

Экзотическая кухня для туриста. Вегетарианцам лучше не смотреть. Это традиционный иранский завтрак: потроха барашка, а также бульон с хлебом и чай. Если в 7 утра съесть такой комплект, энергии хватит до вечера.

 В Иране проживает 70 миллионов человек. Большинство из них имеют высшее образование. Люди отлично знают свою историю и географию, преклоняются перед поэтами и философами Древней Персии — Хафизом, Фирдоуси, Омаром Хайямом, Руми... В каждом доме есть множество книг. И они не просто стоят на полках, их читают. В Иране очень силен так называемый слой интеллигенции. Люди уважительно относятся к собеседникам, обладают широким кругозором и пониманием культурных ценностей. Именно это сочетание — образованность, религиозность и суровые законы — создает в стране удивительную атмосферу культуры, безопасности и чистоты.

Знаменитая площадь Имама в Исфахане (кстати, это и базар, который тянется по периметру) — вторая в мире по величине после Пекинской площади.

В Исфахане есть огромное военное кладбище (прямо в центре города), которое люди посещают каждый день.

Когда кто-то умирает, родственники выставляют такие постаменты на улицу с потретом ушедшего. Кстати, такая традиция касается лишь усопших мужчин.

 Тут никто не плюет и не блюет на тротуары, мусор бросают в урны (которых очень много), никто не шатается пьяным (что понятно) и не воняет перегаром после вчерашнего в общественном транспорте. Я уже не говорю о том, что здесь не принято ездить зайцем в городских автобусах.

Кучер фотографирует иранских туристок на площади Имама в Исфахане.

Какая иранка не любит шопинг? Тут женщины, как и везде в мире, обожают ходить по магазинам и водят с собой своих мужчин.

Подростки Ирана, к счастью, не знают, что такое «искусство граффити», а значит, стены домов, магазинов и киосков в городах Ирана не разукрашены надписями и рисунками. В общем и целом Иран пока не испорчен такими «демократическими ценностями», как ювенальная юстиция, капиталистическими штучками вроде кредитов МВФ. Иран также не искушен толерантностью к секс-меньшинствам и торговцам «спайсами».

Свидание у реки в Исфахане. Молодые иранцы очень стеснительны по сравнению с нами, европейцами. Мужчины долго решаются взять за руку свою избранницу. Кстати, вода в реке иногда пропадает — из-за жаркого климата.

Никто не запрещает иранским девушкам одеваться вот так ярко. Просто большинство предпочитают черный цвет из-за его практичности. Как, впрочем, и у нас в Латвии.

Девушки на пешеходном переходе. Обратите внимание, у девушки слева на носу пластырь. Это значит, она сделала пластическую операцию на нос — очень популярная операция в Иране.

 Из-за малого количества туристов иранцы пока не смотрят на приезжих как на ходячий кошелек (как это можно почувствовать в Турции, Египте, Тунисе, Марокко). Но будьте готовы к тому, что и английским тут мало кто владеет.

Иранцы очень избалованы и любят только свежий хлеб. Каждый день у пекарен стоят очереди за такими лепешками.

 Если вас пригласили в гости — идите! У многих иранцев до сих пор сохранилась традиция спать на полу — и обедать тоже. Поспать на персидском ковре мне понравилось, а вот ужинать... Нет, все было очень вкусно — иранские гостеприимные хозяйки готовят для гостя много традиционных блюд. Но вот после 30 минут высиживания мои ноги начали отекать. Я пересаживалась с ноги на ногу и весь ужин пыталась как-то устроить свое тело покомфортнее, в то время как мои иранские друзья спокойно восседали над пищей, беседовали, пили и ели — они с детства привыкли к трапезам на полу, и их тело — тоже.

Еда из аутентичного ресторана — завернутый в лепешку фарш баранины с тертыми грецкими орехами и приправами. Вкусно.  Иранское пиво... Я до сих пор не понимаю, почему эти фруктовые шипучки иранцы серьезно называют пивом. Да, на баночках написано, что это Beverage non-alcoholic beer, сделанное по германской лицензии. Но для меня это был просто лимонад — со вкусом персика, манго, разных ягод, граната, яблок — выбор очень большой.

Пиво с нулевым содержанием алкоголя — со вкусом пива и со вкусом лимона. Обыкновенный лимонад.

 И еще иранцы очень любят чай. Они пьют его из небольших стеклянных кружечек, обычно к чаю подают кусковой сахар. А вот с кофе в Иране напряженка.

Традиционно иранцы пьют чай с финиками и сладостями. Кофе здесь употребляют меньше, и его иногда сложно найти в кафе.

 В Исламской Республике не принято часто организовывать концерты, тут мало театров, а танцевальных клубов нет совсем. Поэтому любимые семейные вылазки — это пикники в парках или на газонах, рядом с историческими достопримечательностями. Так что редкий турист, попавший на территорию очередного дворца, с удовольствием фотографирует и пикники у обочин. На что иранцы застенчиво улыбаются, а их дети — машут.

Иранская семья на пикнике — любимое времяпрепровождение иранцев.

Это я сфотографировала пару, пока мы стояли в пробке. Иранцы не отказываются фотографироваться, они вобще не умеют говорить «нет».

Путешественники тут могут чувствовать себя совершенно спокойно. Даже если вы заблудитесь, иранцы постараются помочь вам. Это доброжелательный и отзывчивый народ. Так как в стране сфера туризма не развита, то тут напряженка с картами. В одной из гостиниц я выпросила бесплатный буклет с картой, но там все оказалась на фарси.

Иран — это дивный новый мир. Туда стоит ехать хотя бы потому, что пока страна не является машиной для распределения потока иностранцев, туристов и их денег. Если вы хотите клубной жизни, дегустации алкогольных коктейлей, романов на одну неделю — Иран не ваше направление. Если вам интересно посмотреть на тысячелетние памятники и традиции, на то, как социальный мир поделен на мужское и женское — вам в Иран.   

ИРАН В ДЕТАЛЯХ

 — В Иран из Риги можно лететь через Москву (Рига-Москва-Тегеран) или через Стамбул (Рига-Стамбул-Тегеран или Стамбул-Исфахан). Летают Turkish Airlines и IranAir. — Валютой страны является риал. На сегодняшний день это одна из самых дешевых валют в мире. За 1000 риалов можно купить мини-печеньку или минералку. Поэтому в обиход ввели вторые деньги — туманы. 1000 риалов равна 100 туманам. — Бензин в Иране стоит 1 доллар за 3 литра. — В общественном городском транспорте (автобусы и метро) вагоны и салоны делятся на мужскую и женскую части. Женщины сидят во второй половине салона, мужчины заходят в первую. В межгородских автобусах можно садиться где хочется.

Простой салон городского автобуса: женщины сидят в задней части (и там сижу я), а мужчины в начале салона. Эти строгие правила ввели после революции.

 — Общественный транспорт работает до 22-х часов вечера. Потому что по ночам мало что в городе происходит.

Таксистка с удовольствием позирует на своем рабочем месте.

 — Автомобильное движение в мегаполисах Ирана по хаотичности и скорости уступает лишь Дели и Мумбаю. Тут все, включая пешеходов, игнорируют дорожные знаки. Минус: все очень напряжены, плюс: все всегда внимательны на дорогах и при пересечении улиц. — Из-за санкций со стороны США и ЕС в Иране заблокирован доступ наших кредитных карт.Берите с собой наличку.

А вот такую картинку показывал мой лаптоп, когда я пыталась войти в социальную сеть Facebook. В Иране он заблокирован, как и некоторые американские и европейские сайты, а также социальные сети разных стран (например, российский «Вконтакте»).

 — Иран славится своими свежевыжатыми соками: из граната, дыни, апельсинов, моркови. В городах они продаются на каждом шагу и стоят полдоллара один стакан. — Я рекомендую вам есть в небольших кафе, куда ходят местные. Именно там у вас будет шанс попробовать классические иранские блюда — бульон из ягненка, мясо и жареный фарш из баранины, интересные супчики. В Иране с каждым годом появляется все больше заведений с фаст-фудом. Это одно из них — не очень вкусно. Пиво, конечно же, безалкогольное.

— В Иране существует перерыв на обед. В любое время года в иранских городах базары, частные магазины, офисы и кафе закрываются с 13.30 до 16.30. Эти три часа сотрудники отдыхают — едут домой на обед, пообщаться с семьей. То есть  работа останавливается, хотя в этой стране капитализм. Для незнающего туриста это абсолютно неудобно. Многие бедолаги, например, забредают к полудню на базар Тегерана (нереально огромная площадь) или Исфахана (одна из главных достопримечательностей города), а тут перед их носом все торговцы начинают прятать товар и испаряются... — В Иране в настоящее время вы найдете очень мало привычных нам унитазов в виде стульчаков. В гостиницах, аэропортах, на станциях, в мечетях и, конечно же, в квартирах у иранцев — кафельные дырки в полу. Это чистые помещения, без какого-либо запаха. Восточные люди устанавливают в уборных шланги, которыми подмываются. Поэтому там вы не найдете туалетной бумаги. В первые дни будет сложно все это освоить, поэтому носите с собой салфетки.

Два разных унитаза — традиционный и для европейских туристов. И пластиковый стул в туалете для пожилых.

 — Что везти из Ирана. Знаменитые персидские ковры не каждому могут быть по карману. Цена 1 кв. метра составляет 200-300 долларов. Плюс покупатель платит таможенную пошлину. Но не огорчайтесь — тут отличный выбор сладостей, скатертей, медной посуды и очень красивые самовары — декоративные, электрические и работающие на углях.

Платочки на любой вкус. Да, текстильная промышленность тут процветает благодаря дресс-коду «хиджаб». 

 P.S. ВЛАДИМИР ПОЗНЕР ОБ ИРАНЕ — Не так давно я побывал в Иране, увидел много интересного, неожиданного. Но, пожалуй, самая главная неожиданность заключается в том, что мои ожидания и представления об Иране оказались, хм, мягко говоря, неточными. Мне пришлось признаться себе в том, что даже я, человек много поездивший по миру, поживший, имеющий доступ к практически любой информации, даже я являюсь если не жертвой, то зависимым от средств массовой информации. Ведь именно СМИ формируют наши представления о других странах, о других нациях и, следовательно, влияют на наше отношение к этим людям. Мы можем считать себя совершенно независимыми, но выясняется, что нет. Если говорить об Иране, то у меня было представление, что там все ходят в черном, мрачные, неприятные, несколько фанатичные, довольно злобные люди. Оказалось ровно наоборот: что в черном мало кто ходит, что они приветливые, улыбчивые, гостеприимные и, надо сказать, очень красивые, особенно женщины.

   

Фото автора.

Рекомендуется к просмотру: 

www.stena.ee

Какие напитки предпочитают пить в Иране летом

Иран — страна с невероятно разнообразным климатом: когда на берегах Персидского залива столбик термометра стабильно держится на отметке +30, в гористых окрестностях Тегерана еще можно найти снег. Но с мая по сентябрь жаркая погода наступает по всей стране, и тут уже не спрятаться и не скрыться. Местным жителям остается спасаться только прохладительными напитками. И тут у них богатый выбор. 

 

Дуг 

Дуг – один из любимейших напитков всех иранцев / источник фото: asemooni.com

Самый известный напиток Ирана — кисломолочный дуг, который по вкусу напоминает знакомый нам айран. Летом для еще более освежающего эффекта в этот напиток добавляют мяту и лед. Его легко можно найти на прилавках магазинов или заказать в традиционном ресторане. 

В Иране дуг пьют после хорошего обеда с кебабом или пловом: считается, что он — главный друг вашего желудка и помогает пищеварению. Есть еще и другое мнение: нельзя пить дуг за рулем — от этого напитка всегда клонит в сон.

Ягодно-фруктовый сорбет (Шарбат)

В летний зной остается спасаться холодным шарбатом / источник фото: mizanonline.ir

Ничто не может быть лучше шарбата, когда жарким летом термометр показывает новые температурные рекорды. При одном взгляде на крутящиеся цистерны с цветным напитком, расположенные практически на каждом углу, вы уже мысленно выпили несколько стаканов. 

Шарбат — это фруктово-ягодный кисло-сладкий напиток с мелкодробленым льдом: настоящее буйство вкуса и цвета. 

Хакшир и тохме шарбат

Само слово «шарбат» в переводе означает сладкая вода или сироп, поэтому оно встречается в названии сразу нескольких напитков.

Хакшир / фото из личного архива автора

Способ приготовления и состав обоих напитков одинаковый: вода, розовый сироп и сахар. Они отличаются лишь одним, ключевым, ингредиентом: в тохме шарбат добавляют семена чиа, а хакшир готовят с семенами полыни.

Если вы собираетесь попробовать шарбаты на улице, то заранее попросите продавца добавить лед, иначе вместо освежающего напитка вам придется довольствоваться приторно-сладкой водичкой. Кстати, считается, что эти волшебные семена невероятно полезны для организма и служат источником энергии на целый день. 

Свежевыжатые соки 

Цитрусовые бодрят? В Иране это утверждение даже не подвергают сомнению. Где только ни встретишь прилавки с апельсиновым фрешем. Цена, кстати говоря, приятно удивляет, и, допивая один стакан, вы думаете о том, сколько еще сможете осилить. Ну, очень вкусно! 

Купить свежевыжатый сок можно практически на каждом шагу / источник фото: mohannagallery.blogfa.com

Кроме апельсина в летний сезон особой популярностью пользуются арбузный и дынный соки, а также ананасовый фреш. В любой напиток можно добавить лед. 

Морковный фреш с мороженым (Аб хавидж о бастани)

Мороженое с морковным соком / источник фото: wisgoon.com

Еще один традиционный летний напиток, а все потому, что стакан ровно наполовину заполнен иранским шафрановым мороженым! К нему добавляют свежевыжатый морковный сок, и когда мороженое тает, получается отличное сочетание вкусов! И что самое главное — освежает! 

Лимонады

Лимонады — это страница в иранской кулинарии, достойная отдельного внимания! Жаркий и сухой климат, а также постоянное желание выпить чего-нибудь освежающего и вкусного, привели иранцев к тысяче и одному виду лимонадов с абсолютно разными вкусовыми сочетаниями. 

Лимонад – идеальный летний напиток / источник фото: pixabay.com

Для домашних лимонадов обычно достаточно воды или сладкой газировки, лайма или лимона, каких-нибудь ягод посочнее и, конечно, мяты — все это слегка разминается для выделения сока и затем несколько часов настаивается в стеклянном графине, а затем подается со льдом как прекрасный аперитив перед ужином. 

В кафе вам предложат гораздо более широкий выбор лимонадов, среди ингредиентов могут встречаться маракуйя и личи, розмарин, базилик и даже огурец! Не удивляйтесь: огурец в Иране считается фруктом, поэтому его охотно добавляют в лимонады в тертом виде, и, надо признать, не зря! Получается очень вкусно.

Мохито

В Иране придется обойтись безалкогольным мохито / источник фото: pixabay.com

Иранский мохито достоин отдельного внимания! Этот напиток не похож на традиционный европейский мохито, даже его вкус кажется ярче и насыщеннее. А все благодаря тому, что ингредиенты перемешиваются в блендере с большим количеством лайма и мяты. Получается очень бодряще. То что нужно в жаркий сезон! 

Смузи (эсмути)

Мода на смузи пришла в Иран совсем недавно, как вы уже могли догадаться, из Европы. Хотелось бы выделить какую-то особенную черту иранского варианта приготовления этого напитка, но ничего такого нет: все в лучших европейских традициях. Разные кафе лишь по-своему экспериментируют со вкусами. Самый простой вариант смузи можно попробовать даже на улице, там же, где делают свежевыжатые соки.

Иранцы любят банановый смузи / источник фото: mybenita.com

Шир-е моуз — так в Иране называют молоко с бананом. Это само по себе отличное сочетание, но если добавить туда сок манго или дыни, или дробленые финики, то получится более демократичный по цене, но не менее вкусный вариант напитка. 

Фраппе или холодный кофе

Кофе со льдом / источник фото: pixabay.com

Иранцы — большие любители чая, но европейская мода на кофе не обошла их стороной, а отлично прижилась среди прогрессивной молодежи. В любом крупном городе Ирана найти заведение, где предлагают действительно вкусный кофе — больше не проблема. А в жаркую погоду холодный кофе и фраппе становятся особенно популярны. Сиропы и всевозможные добавки — на любой вкус и цвет: от мятного до лавандового. 

Кола

Иранцы отличаются непреодолимой тягой к сладкой газировке / источник фото: wikimedia.org

Несмотря на колоссальный выбор фруктовых и других не менее интересных напитков, наибольшей популярностью в Иране среди представителей всех возрастов пользуется кола. Конечно, ее не разливают на улице, но везде и всюду есть заведения с фастфудом, где легко можно найти этот напиток, как и в самом обычном магазине. Уровень потребления сладкой газировки в Иране с каждым годом только растет, а летом и подавно. Ох уже это европейское влияние!

 

Материалы по теме:

Тегеран, еда и Путин: где в столице лучше перекусить?

Мятный лимонад (секанджебин)

iransegodnya.ru

Чай - Блог Мехди Санаи

Традиция чаепития в Иране берет начало в семнадцатом столетии от рождества Христова. Выращивание и переработка чая имеет в Иране столетнюю историю. После распространения ислама в Иране в качестве напитка вначале использовали кофе, затем он был заменен чаем.

Мохаммад Мирзаи Чаикар, известный как царский открыватель чая, родился в 1865 году в городе Торбет-Хейдерие, он окончил политехнический институт и университет Сорбонна во Франции, в качестве генерала-консула Ирана в 1897 году он был отправлен в служебную командировку в Индию. Во времена Мозафереддин-шаха Каджара Мохаммад Мирзаи в качестве посла Ирана в Индии был первым иранцем, который благодаря своей смелости приступил к интегрированию способов выращивания чая и его потребления в Иране и мире.

В результате огромной работы он смог открыть новые хорошие и сильные сорта чая путем скрещивания их друг с другом. Благодаря этому, его имя было вписано в историю Ирана большими буквами. Кроме того, благодаря благоприятным климатическим условиям он выбрал город Лахиджан для организации там чайных плантаций. Сегодня этот город является крупнейшим центром выращивания чайного листа в Иране.

Могила царского открывателя превратилась в иранскую сокровищницу чая в Лахиджане. Мохаммад Мирзаи привез в Иран три тысячи саженцев чайного куста из ущелья «Кангараи», находящегося в индийском штате «Химачал Прадеш» и посадил их в районе города Лахиджан.

После этого, Мозафереддин-шах Каджар предоставил Мохаммаду Мирзаи право выращивать чай на всей территории Ирана. Учитывая близкие климатические условия на севере Ирана и в Индии, он стремился расширить чайные плантации в окрестностях города Лахиджан, и в 1933 году он построил первую в Иране чайную фабрику.

После воды чай сегодня является основным напитком для народов Ирана. Чай есть во всех домах, существуют разнообразные традиционные методы заваривания чая и множество церемоний чаепития. Сегодня чаепитие распространено на церемониях, праздниках и траурах, чай пьют в городах и селах, чайный напиток употребляют как оседлое население, так и население, ведущее кочевой образ жизни.

Даже во время путешествий люди среди прочих вещей берут с собой принадлежности, необходимые для заваривания чая. Находящиеся во всех уголках Ирана кофейни и чайхане являются местом, где традиционно собираются люди. Такие места также являются центрами, где передается различная важная информация, пересказываются интересные произведения культуры, сказания, предания, рассказы и былины Ирана.

Культура чая

Помимо того, что чай является продукцией земледелия, употребление чая, то есть чаепитие превратилось в особый вид культуры. И эта культура в зависимости от климатических условий, культуры народов, большого разнообразия местных обычаев также характеризуется широким разнообразием в различных районах Ирана.

Сегодня чая является неотъемлемой частью жизни всех иранских народов и народностей, на приемах и в гостях гостям предлагаю чай. На церемонии сватовства «когда невеста приносит чай» наступает первая возможность встречи лицом к лицу членов семьи жениха с невестой (конечно, постепенно это видоизменяется и выхолащивается, однако это еще распространено в некоторых районах Ирана).

Когда невеста приносит заваренный чай, она должна быть крайне внимательной и следить за тем, чтобы чай не разлился на подносе, потому что тогда для семьи жениха этот факт будет показателем того, что невесте характерна рассеянность и она незнакома с премудростями ведения домашнего хозяйства.

Кроме того, цвет, вкус чая, наличие добавленных в чай ароматных веществ, форма стакана, использование блюдцев под стаканы или неиспользование их в церемонии чаепития, приготовление чая из воды, вскипяченной с помощью чайника или самовара, использование самовара на углях или работающего на газе или керосине, использование походных термосов и т.д. – все это имеет своего ценителя и потребителя.

Мы, иранцы, имеем множество традиций и обычаев для чаепития. В некоторых районах нашей страны, например среди наших соотечественников арабов, проживающих в провинции Хузестан, существует особая традиция чаепития. Например, у людей, принадлежащих к роду «сархе» и проживающих на западе города Шуш, считается необходимым заварить чай для гостя. Если к компании добавляется новый гость, то, несмотря на то, что уже заваренный чай является свежим, хозяин дома считает себя обязанным заварить новый чай в знак уважения к новому гостью. Если хозяин дома этого не сделает и предложит новому гостью чай, который был заварен для первого гостя, то это будет проявлением неуважения к новому гостю.

Или, например, среди большинства родов арабского населения провинции Хузестан существует традиция, согласно которой, внутрь стакана не кладут ложку, ложку необходимо класть рядом со стаканом на блюдце. Если хозяин все же положит ложку внутрь стакана, то это будет считаться проявлением неуважения по отношению к гостью.

Кроме того, среди людей, принадлежащих к роду «ченане», живущих на юге Ирана, чай пьют крепко заваренным, и если хозяин предложит гостям слабо заваренный чай, то он столкнется с претензиями со стороны гостей. У тюркоязычных иранцев есть поговорка, которую они произносят каждый раз, когда им предлагают слабо заваренный чай, они говорят: «Побледнел, словно увидел сторожа!»

Также, народы, проживающие на юге нашей страны, соблюдают особые традиции для употребления «кофе». Приготовление кофе для гостей считается очень важным делом и к этому делу подходят очень серьезно. Приготовлением кофе для гостей всегда занимается человек, имеющий опыт. Он обязан одеть национальную одежду, которую обычно носят арабы, называемую «дашдаше». Он в обязательном порядке должен варить кофе в этой национальной одежде.

Угощение происходит следующим образом. Ответственный за приготовление кофе в национальной одежде выходит с кофе к гостям и первым делом бросает взгляд на присутствующих. Если среди гостей присутствует сейид, прямой потомок пророка Мухаммеда, то соответственно ему первому он предлагает кофе, если среди гостей нет сейида, то начинает распределять кофе по принципу старшинства, если и это невозможно, то распределение кофе среди гостей он начнет с правой стороны.

В некоторых местах Ирана есть такой обычай: если после употребления кофе гость не желает выпить еще кофе, то он держит чашку в правой руке и три раза покачивает чашку правой рукой. Таким образом, ответственный за угощение кофеем поймет, что гость больше не желает повторно пить кофе и возьмет у него чашку.

Во многих районах и местах Ирана существует подобная традиция также и для чая, согласно которой, гость, выпивший чай один раз или несколько раз и не желающий продолжать пить чай, ставит стакан, лежа на блюдце. Эта традиция имела большее применение в старых кофейнях, разносчик кофе постоянно наливает чай клиентам, чьи стаканы не перевернуты. Разумеется, в некоторых кофейнях эта данная традиция существует и поныне.

Интересный факт: в иранских кофейнях подают чай, а не кофе, а называются такие заведения кофейнями.

Кроме того, среди различных тейфов и родов нашей страны существует традиция, когда собираются особые гости (по случаю траура или праздника, например, свадьбы), назначается специальная группа по подготовке чая на углях.

Среди азербайджанских народностей, проживающих на Исламском острове, который находится на озере Урумийе, существует традиция (разумеется, данная традиция распространена преимущественно среди старшего поколения), когда для каждого гостя предусмотрена отдельная сахарница.

Особое место в культуре чаепития в Иране занимает небольшой стеклянный стакан с узким горлышком. В Иране такой стакан называют стакан с узкой талией. При проектировании и изготовлении таких стаканов учитывались особые моменты, которые сами по себе вызывают определенный интерес: при помощи углубления в форме стакана человеку удобно держать стакан в руке. Также, такое углубление в виде узкой талии способствует тому, что чаинки, находящиеся в стакане, не могут переместиться через узкое горлышко, поэтому человек может пить чай уверенно, не боясь того, что вместе с чаем он выпьет также и чаинки. Кроме того, оставшиеся в таком стакане чаинки не попадут на ковер, если стакан упадет на пол или перевернется на столе.

В любом случае, чаепитие среди различных народов и народностей Ирана имеет свою особую культуру и традицию. Однако все народы Ирана придают важность церемонии чаепития, которая распространена в Иране уже более ста лет. Сегодня невозможно даже представить себе такого места в Иране, когда хозяин, встречая гостя, в качестве первого угощения не предложил бы ему чая.

Сегодня с существованием разнообразия и распространенности различных форм чаепития в Иране чай занимает особое положение в обществе в виде приятного чаепития, «растянутой забастовки». И с этой точки зрения, чай невозможно сравнить ни с какими любыми другими холодными или горячими напитками.

Пословицы и выражения о чае

Когда чай стал частью иранской культуры, появились связанные с чаем различные поговорки, пословицы и стихи. Одна из самых распространенных поговорок: «доведенный до кипения давно заваренный чай». Эта поговорка относится к ситуации, когда хотят повторно использовать давно заваренный чай, что является неправильным по определению. Иногда чай называют с использованием слова «ляб», что имеет два значения, одно край (стакана) и второе значение – это губа, при этом в названии чая используются оба значения этого слова «ляб». Например, когда говорят «чай лябриз», это означаеть чай наполненный до краев стакана, когда говорят «чай ляб дуз», то тогда имеют в виду, что чай в стакане очень горячий, такой горячий, что можно обжечь губы. Также название «ляб дуз» характеризует цвет чая и крепость его заварки.

Также чай называют «чай канд пахлу» или «дишлеме», что означает чай в прикуску (когда кусочки сахара подают с чаем отдельно в специальной сахарнице). Чай «дишлеме» означает крепко заваренный и горький чай, пить который возможно только с сахаром.

Кроме того, выражения на тему чая, играют особую роль в традиции иранцев, связанных с приглашениями к угощениям. Обычно, когда хозяин говорит «приходите, посидим, выпьем чаю», это означает, что он настаивает на приглашении гостей к себе домой.

В культуре иранского общества существуют также выражения, характеризующие подготовку чая, его хранение, предложение чая, например:

  1. Чайхане (кофейня) – место, в котором приготавливают и предлагают чай.
  2. Чайный – приборы для питья чая.
  3. Емкость для чая – емкость для хранения сухого чая.
  4. Чай «депш», то есть классный чай – чай отличного качества, когда во рту ощущается терпкий вкус чая.
  5. Ситечко – прибор с мелкой сеткой, используют при наливе чая в стакан с тем, чтобы в стакан не попали чаинки.
  6. «Чай кар» - работник, выращивающий чай на плантациях.

Кроме того, в культуре некоторых иранских народов (включая и азербайджанцев) существует традиция, когда если в стакане с чаем кого-либо видят чаинку, говорят, что к нему придет гость, или если предметы чаепития (стакан, блюдце, сахарница, чайник и т.д. случайно выстроились в ряд на столе или скатерти на полу, то говорят, что гость уже вышел и он обязательно придет в гости к этому человеку.

В любом случае, о чае существует много устных и письменных произведений. В этой работе, мы постарались изложить только общие моменты, связанные с чаепитием, с которым мы сталкиваемся каждый день и на которое мы не обращаем особого внимания.

sanaei.livejournal.com

Чаепитие по-ирански - TeaTerra | TeaTerra

Чаепитие по-ирански

Иранцы известны своим пристрастием к чаю. Чай здесь — излюбленнейший напиток, который пьют везде, независимо от времени суток. Традиции чаепития восходят к далеким временам расцвета древней персидской культуры. Изображение сцен чаепития можно увидеть на старинных рисунках, в произведениях персидских поэтов, писателей. Иранские традиции чаепития в чем-то сходны с манерой чаепития на Руси. Самовар, заварной чайник, небольшие стаканчик, называемые «эстакана», блюдечки и сахарница – это те предметы, без которых не может обойтись ни одна чайхана. Однако многие иранцы любят горький вкус чая и не портят его добавкой молока и сахара. К чаю подают сушеные инжир, финики и другие фрукты. Иногда в готовый чай добавляют кусочек корицы или имбиря.

Хотя Иран – традиционно «чайная» страна, кофе присутствовал в стране всегда. Первая в Иране кофейня (кахве-хана) появилась в Иране во времена правления Сефевидов, а точнее, в 1543 г. в городе Казвине, а затем кофейни появились и в столице Сефевидского государства Исфагане. Важной особенностью кофеен в Тегеране было их общественно-культурное предназначение. Будучи очень общительными по натуре, иранцы для решения всевозможных проблем в своей жизни всегда обращались за советом к старшим и уважаемым людям, именно по этой причине иранские кофейни были не просто местом отдыха за чашечкой кофе, но и местом, где можно было решить трудные, спорные и конфликтные дела.16 июля 2013 г.Источник: http://iran.ru

www.tea-terra.ru

«Кахвехане» - живопись иранских кофеен.

В Иране искусство повествования постепенно переплеталось с уличными представлениями, в результате чего появилось «наккали» - своего рода театральное повествование.

Наккали - это повествование по преимуществу легенд и эпосов, которое сопровождается довольно оживленным диалогом с театральными движениями и жестами.

Сказители, повествователи или наккали, демонстрировали свое искусство на шумных рынках и улицах, но со временем перебрались в постоянные помещения, называемые «кахве-хана» (кофейня) и смогли уже разнообразить свои выступления, используя картины, на которых изображалось происходящее действие.

  Кофейни в иранских городах располагались, как правило, на самых оживленных, красивых улицах. Горожане проводили здесь свой послеобеденный или вечерний досуг, неспешно беседуя и обмениваясь мнениями по различным вопросам.   Первая кофейня появляется в Иране в эпоху правления Сефевидов, а точнее в 1543 г., в городе Казвине, а затем и в столице Сефевидского государства, городе Исфагане.

Ежедневно по окончании работы или же во времена безработицы собирались в этих помещениях группы людей и целыми часами беседовали на разные темы.

Значительную их часть составляли мастера, занимающиеся художественными ремеслами, бедные поэты, каллиграфы и живописцы, подчас единственными покровителями и заказчиками которых были владельцы «кахвехане».

Люди приходили туда пообщаться и отдохнуть, узнать последние новости и послушать древние сказания - одним словом, это было что-то вроде своеобразного клуба.

Эта роль кофеен привела к появлению в них своеобразной атмосферы, выработке определенных правил и обычаев, которые, в конце-концов, и воплотились в «живописи кахвехане».

В 17 веке кахве-хане становятся суфийскими центрами, местом сбора поэтов, людей искусства, а право открыть кофейню получал не всякий, а лишь тот, кто был рекомендован шахским двором.

Иногда, по особым случаям, например вечерами в месяц мухаррам, в кахве-хане устраивались разные вечера представлений, выступления ораторов, исполнялись элегии, наккали, декламация «Шахнаме». Однако наккалы-повествовали постепенно уставали от воссоздания чисто умозрительной картины действий и обратились за помощью к живописцам. Таким образом, если наккал воссоздавал какую-ту битву, например сцены беспримерной храбрости богатыря Рустама, он использовал при этом соответствующую картину, на которой Рустам в одиночку разил направо и налево всех своих врагов. Если же наккал рассказывал о печальных событиях, о смерти героев, то соответственно использовал картину, насыщенную сценами горя. Богатыря здесь изображали коленопреклонным, погруженным в печаль из-за утраты друга, брата или отца, бессильным что-либо изменить перед лицом неминуемого рока.

  Картины, написанные масляными красками на холсте, назывались в Иране «парде», что означает «занавес» или «акт в театральном представлении». Наккал также именовался «пардедаром», т.е. поднимающим или опускающим занавес. «Парде» - это, как правило, материя, на которой нарисованы одна или несколько сцен из данного повествования. Ее вешали на стену и раскрывали подобно свитку, по мере того как оживленный и ритмический голос наккала вводил зрителя в ход событий. Иногда на «парде» навешивали белую ткань, которую убирали в сторону по мере продвижения событий в повествовании. Одним из признанных живописцев, рисовавших картины для кофеен, был Мансур Вафаи.

Однако не все эти работы живописи предназначены только для воссоздания картины эпосов или веселого времяпрепровождения. Иранские художники, всегда уважавшие верования и убеждения народа, поддерживали тесную и прочную связь с религиозными ценностями.

Конечно, наккали не ограничивается только изложением событий. С началом конституционного движения на рубеже 19-20 вв. дух эпического героизма в Иране приобрел вторую жизнь, и картины в кофейнях и рассказы наккалов получают социально-политическую окраску, в соответствии с ситуацией в стране. В числе вышедших из народной среды живописцев, которые специализировались на темах «Шахнаме», можно привести Хусейна Гуллар Агаси, который старался преподнести народным массам яркий образец свободолюбия и борьбы со злом. Традиционный стиль картин Агаси имел большое влияние на наккали данного периода.

После окончания Второй мировой  войны, молодые непрофессиональные художники, стали возрождать древнее искусство «живопись кахвехане» («искусство кофейни»). Этот процесс, широко распространившийся около восьмидесяти лет назад в период наибольшего упадка всей персидской цивилизации, являлся ответом на все увеличивающееся влияние западной культуры.

«Искусство кофейни» - иранский стиль живописи, в котором восточные мотивы выражены европейскими приемами и техникой настенной росписи. Сохраняя религиозный и традиционный стиль, он возник как дань уважения к народным верованиям, как крепостная стена, охраняющая уникальность иранской нации от западного космополитизма. Он рассчитан на восприятие масс, и стоит в стороне от официального строгого искусства, скептически отнесшегося к появлению «несерьезного» направления. Не полагаясь на поддержку богатых покровителей, группа малоизвестных, но бесспорно талантливых художников пыталась воспроизвести атмосферу кахвехане и шахнамехане (кофейни, где читались стихи Фирдоуси и других классических поэтов), украсить росписями, понятными простому народу, стены этих заведений.http://www.coffeewriter.com.ua/index.php/Istoriya-kofe/2013-03-19-1117.html

brusnikaz.livejournal.com


Смотрите также