О чем говорит священник, пока варит кофе за барной стойкой. Кофе в церкви


Пить кофе (кофеин) - грех для христиан?

Правильно ли я считаю, что пить кофе (кофеин) для христианина - это грех? Что говорит Библия об этом? Когда мы проповедуем Евангелие неверующим, мы обычно объясняем борьбу с курением на основе того, какой сильный вред оно наносит нашему организму из-за его наркотического характера. Мы ожидаем, что они бросят курить. Тем не менее, мы не относимся таким же образом к тем, кто употребляет кофеин. По крайней мере, в чрезмерных количествах. Считается ли употребление кофе грехом или нет? Мы можем согласиться, что кофеин не обладает такой же силой, как и никотин, но кофеин все же является препаратом, который оказывает сильно негативное влияние на организм. Разве мы не должны относиться серьезно и к чрезмерному употреблению кофеина?

Ответ:

Я думаю, что есть правда в ваших словах насчет кофе и кофеина для христианина. Курение, как я понимаю, наносит ущерб мозгу, нервной системе, сердцу и т.д. даже в малых дозах употребления. Нет четких доказательств, по крайней мере, я их не знаю, что кофеин в малых дозах вреден. Кажется, что даже наоборот. Но вот в больших количествах – да.

Когда курильщики не становятся христианами из-за этой вредной привычки, то они действительно в рабстве. Им не хватает силы воли и убеждений. Христиане, которые зависят от кофе (кофеина), не служат этим Господу, это мое мнение (1 Послание Коринфянам 6 – "Воздайте славу Богу телами вашими").

Или не знаете вы, что ваши тела - храмы Духа Святого, который находится в вас и который получили вы от Бога, и что вы не принадлежите себе! Ибо куплены вы дорогой ценой. Так воздайте же славу Богу телами вашими! (1-е Коринфянам 6:19,20)

Вот почему я с вами согласен, что мы должны сократить употребление кофеина. Тем не менее, я не думаю, что употреблять кофе в принципе это грех (это позиция Мормонов).

Наконец, мы можем принимать решения также и относительно других вещей, например компьютерных игр. Они тоже не согласуются со стремлением "иметь святость во всем". В нашей христианской культуре мы склонны рассматривать безнравственность почти исключительно с точки зрения нескольких грехов – похоть, ложь, лень и т.д. Вместо того, чтобы во всем стремиться к святости – отказываться от мирского, материализма, стремиться служить бедным и т.д.

 

Автор: Даглас Джакоби

Перевод: Петров Игорь

Источник: www.douglasjacoby.com

Христианские тесты онлайн

Статьи и новости раздела:

Видео и ролики:

Пить кофе (кофеин) - грех для христиан?

30-дневное обещание. Христианский фильм. Трейлер.

Пить кофе (кофеин) - грех для христиан?

✔️ Суть Библии за минуту

Пить кофе (кофеин) - грех для христиан? Пить кофе (кофеин) - грех для христиан?

🎥 "Моя Семья" - короткометражный фильм

Пить кофе (кофеин) - грех для христиан?

Христианские новости северной Европы и стран Балтии

Пить кофе (кофеин) - грех для христиан?

Церковь в Индии и Пакистане - новости о жизни христиан

www.icocnews.ru

О чем говорит священник, пока варит кофе за барной стойкой

Как кафе, созданное православными энтузиастами, стало модным клубом для всех желающих, почему с некоторыми людьми лучше общаться за столиком, а не под сводами храма, и на все ли вопросы можно дать современный ответ – рассказывает хабаровский священник Андрей Долгополов, который сам варит кофе, печет кексы и разговаривает с посетителями.

Батюшка кофе сварил, поговорил с тобой

— Отец Андрей, у вас был раньше опыт работы в кафе – варить кофе, делать сэндвичи, или все узнавали на ходу?

— Не было никакого опыта. Я встал в бар, мне показали, что как работает. Кофе-машина у нас автоматическая — нажал несколько кнопок, и всё, какой хочешь кофе делай – капучино, американо. Чтобы готовить кейки, я взял из дома хорошую блинницу — и кейки как в ресторане получаются.

Когда проходила акция «Батюшка в баре» — свободных столиков не было вообще. Мы пожалели, что не позвали на помощь в бар еще нескольких человек, потому что мне приходилось постоянно готовить. Может быть, люди видели, что батюшка занят, и сначала особо не спешили задавать какие-то духовные вопросы.

Но ближе к вечеру стало более спокойно, и я начал разговаривать с людьми. Одна женщина говорила о проблемах в семье, с мужем, о том, что дело доходит до развода, а в храм все никак зайти не получается, и, увидев объявление про кафе и про акцию, она решила: «Надо идти». Мы с ней хорошо поговорили, она ушла утешенной.

Кто-то спрашивал по поводу проблем с детьми, кому-то креститься надо, и человек не понимает, почему надо проходить беседу перед крещением. Приходили люди, они говорили, что отошли от храма, у них такие-то грехи. Мы договаривались про исповедь, на которую они потом приходили.

Пришел юноша, признался, что живет с девушкой в «гражданском браке», понимает, что это неправильно, но боится, что вдруг это «не она». Мы с ним поговорили, и он сам, разговаривая, понял, что любит ее по-настоящему и она его любит, и им нужно жениться!

Будем продолжать эту акцию, сделаем регулярной. Будем встречать людей, общаться с ними, пока им тяжело, может быть, в храм прийти, но в кафе будем с ними разговаривать.

Фото: Хабаровская епархия

– Какая реакция у людей была на священника за барной стойкой и на кафе от православных?

– Очень позитивная. Мне прямо писали, что это кафе – гордость Хабаровска. Многие люди пишут, что их не церковные коллеги по работе, родные спрашивают: «В какой день вновь будет эта акция, хочется прийти, поговорить со священником». Как-то получилось, что попали.

Даже для многих прихожан это было немного взрывом мозга – они привыкают видеть священника только на службе, он отслужил и ушел, у него свои дела.

А тут ты пришел, батюшка тебе кофе сделал, посидел с тобой, поговорил.

Только один был комментарий со стороны православных: один наш семинарист написал с возмущением: «Как это так – батюшка в баре?» Он подумал, что я вообще ухожу в бар работать и бросаю священство. Когда мы ему объяснили, что это только акция в помощь людям, и, конечно, батюшка служит тем Богу, он сказал, что идея – отличная.

— Как священноначалие реагировало на идею с открытием кафе?

— Митрополит Хабаровский и Приамурский Владимир очень позитивно отнесся к нашей идее, благословил и сказал: «Дело очень хорошее и нужное». Пришел, освятил кафе и всячески поддерживает. Сделал нам подарок — очень хороший мультикомбайн кухонный. И вообще всячески поддерживает нас. Он говорил нам, что в кафедральном соборе к нему подходят люди и благодарят: «Владыка, спасибо, что завели такое дело – кафе».

Открытие кафе “Две рыбы”. Фото: Хабаровская епархия

Православные сделали крутое место

– Можно сказать, что вы открыли «православное кафе»?

— Нет, это не просто кафе для своих, и мы даже не называем его «православным кафе». Просто кафе-клуб «Две рыбы». У нас при храме было помещение молодежного центра, и мы его переделали в кафе, сделали ремонт в модном сегодня стиле лофт, поставили туда бар, конечно, безалкогольный.

Цель нашего кафе – миссия, но миссия радостная, без навязывания. Мы хотим, чтобы к нам приходили разные люди. Сейчас в Хабаровске уже резонанс, ажиотаж, что православные сделали крутое место на хорошем уровне.

В кафе мы решили проводить акции, которые будут полностью развенчивать мифы, связанные с православием. И первый: православные – скучные люди с сердитыми лицами, а православная вера – это что-то такое, отстающее от времени, ненужное и только для бабушек годное.

Смотрите, говорим мы, православные люди могут достойно жить, нормально есть, хорошо проводить время, это интересно, это не скучно. Можно быть современным человеком и при этом быть верующим.

Человек может прийти в кафе, и за барной стойкой может стоять батюшка. Тебе могут приготовить кофе, чай, могут тебе что-то испечь, пообщаться, поговорить. Если у тебя есть некоторые вопросы духовного характера, ты можешь их задать.

Мне идея про «батюшку в баре» пришла спонтанно, а потом люди сказали, что мы угадали, ведь бармен – это тот человек, который говорит по душам со многими людьми. И у нас батюшка готов с тобой поговорить по душам, только он не алкогольный коктейль подаст, а кофе сварит.

— Давно появилась идея такого кафе?

— Мы над этим проектом лет пять думали. Я знал, что у протестантов есть такие кафе, где они собирают молодежь, у католиков есть кафе при храмах. Почему бы не сделать и нам такое? Защитил свой проект на форуме «Вера и дело» аж в 2012 году, а потом как-то не получалось сделать — то одно, то второе, то денег нет, то что-то еще.

В итоге кафе мы сделали за год — нам попались люди, которые помогли в этом. Люди эти – как раз не воцерковленные, но смотрящие в сторону храма, у них есть опыт – были свои модные молодежные кафе. Мы действительно сломали шаблоны. Все, кто заходил, говорили: «Мы в шоке, что так со вкусом, современно, молодежно и при этом выдержанно сделали». В общем, у нас получилось.

– Почему «Две рыбы»?

— Это же из Евангелия. Христос накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. Мы специально взяли такое название – оно и наше, но и чтобы человек не подумал: «О! Это чисто для христиан, для православных, я туда не пойду, я что-нибудь другое выберу». То есть для верующих – это отсылка к Евангелию, для остальных – словосочетание, связанное с едой.

Название это предложил наш дизайнер – замечательный человек по имени Лаврентий, с пирсингом и татуировкой, в общем, наш человек, смотрящий в сторону Церкви.

Когда название прозвучало, я нашел толкование, что, если трактовать символически, две рыбы – это символ Ветхого и Нового Заветов. Все сошлось. Ведь в кафе будут ходить люди уже из Нового Завета – воцерковленные, а также и люди из Ветхого Завета, которые еще стоят на пороге храма. У них здесь встреча будет происходить, и мне кажется, это как раз отражает суть нашего проекта.

– А регулярно кто работает в кафе?

– Мы обучили наших ребят из молодежного движения «Курс-Восток», они стоят в баре барменами, официантами, администраторами. Поваров взяли профессиональных. В будущем будем повторять акции вроде «Батюшка в баре» несколько раз в месяц.

Следующая акция — «Батюшка рядышком» – буквально целый день я буду находиться в кафе, но уже за столиком, и любой желающий сможет прийти поесть и присесть ко мне за столик, пообщаться, поговорить. Мы делаем хэштег «#Батюшкарядышком», он уже есть в Инстаграме.

Мы, кстати, готовим брендбук — книжка с эскизами, с дизайном, с рекомендациями для тех людей, которые захотят открыть у себя подобное кафе. Но для этого очень важны два условия – должен быть священник, легкий на подъем. Священник нужен потому, что иначе все потом скатится в мирское. А второе – нужна команда: команда людей, которые смогут создать особую христианскую атмосферу.

Фото: Хабаровская епархия

Острые темы в мягком кафе

— Вы хотите показать, что православные – современные люди. Но есть и острые вопросы, в которых нельзя согласиться с современными установками — например, допустимость абортов. Как вы общаетесь на такие темы?

— Могу сказать по опыту общения с людьми, в том числе в школах: думаю, 70%, не меньше людей, из тех, с которыми мы говорим непосредственно, понимают, что аборт – это плохо, спорно и неправильно. Пусть даже еще они до конца не осознают, что это убийство.

Мы такие темы постараемся в кафе особо и не поднимать, не дискутировать. Кафе должно быть таким местом, где человек просто будет оттаивать.

До понимания острых тем человек должен дорасти. Пока он только что к нам пришел, зашел, уже пересек границу христианского кафе и с ним нужно обращаться бережно.

— Если человек придет и скажет: «Я хочу аборт сделать» или «Мы тут живем в гражданском браке, так и все должны жить», – вы с ним не будете дискутировать?

— Давайте пример приведу, каким должно быть христианское отношение. Вспомним евангельского Закхея. Закхей – грешник, коррупционер, он наворовал себе кучу денег, был начальником мытарей. Вот приходит в Иерихон Христос, и Закхей залезает на дерево, и Христос к нему подходит и говорит: «Закхей, слезай, Мне нужно быть у тебя в доме». Ему Господь не говорит: «Эй ты, грешник, кайся немедленно!» Он к нему обращается с любовью: «Потрудись, слезай, Мне нужно быть у тебя в доме». И Закхей, видя это незлобие и любовь, покаялся, собрался половину имения отдать нищим…

Если, например, приходит женщина, задумавшаяся об аборте, – первая мысль, которая у меня возникает в собственный адрес: «Не смей даже думать, что грешница пришла». К тебе пришел человек, и ее нужно посадить за стол, налить ей чаю, сесть рядом и расспросить. В том числе, в каких условиях она живет, почему собирается делать это? Нужно ей помочь всем, чем только можно, в том числе материально, лишь бы не совершила ошибку.

Я объясняю: «Кто тебе дал ребенка сейчас? Бог. Если Он дал тебе, значит, знает, что ты справишься, потому что Бог не дает испытаний выше сил. Доверься Ему. Мы тебе поможем. Мы для чего? Церковь для чего?» У нас уже такие случаи были, когда мы помогали беременным девушкам, сохранившим ребенка, например из детского дома, сначала просто выжить – едой, одеждой, потом — встать на ноги, чтобы дальше самой содержать себя и ребенка. Мы всегда говорим: «Ты роди, а дальше посмотрим. Если родишь и будет тяжело, поможем найти хорошую семью для ребенка, но не убивай, не надо грех на душу брать».

Я же говорю, наше кафе – это место отогрева людей. Православные, они и так знают, куда идти – на исповедь к батюшке.

Наше кафе хочет разрушить встречающийся стереотип, уже с другой, с церковной стороны, что все, кто сейчас не в Церкви – будут, прости, Господи, гореть в аду, в отличие от нас, таких хороших. Нет, в миру есть столько людей, которые любят Бога и живут милосердием, просто пока боятся переступить порог храма.

— «Батюшка в баре, «Ночь в храме» — все акции – это точно не заигрывание с людьми?

— Наоборот, наша задача – сломать шаблон, чтобы донести главное. Священник же не начинает в алтаре на гитаре играть. Во время акции «Ночь в храме» мы показываем то, что имеем, то богатство, которое часто зарываем и прячем, а им нужно делиться, его нужно показывать людям.

Мы показали экспозицию «Церковное облачение». Облачение носит священник? Носит. Мы показали, объяснили все. Мы показали каллиграфию церковнославянского языка. Была беседа со священником. Мы вынесли переносной престол, поставили на него сосуды, к которым, само собой, нельзя было прикасаться, и священник стоял рядом и объяснял, что, как и для чего.

Это на самом деле гораздо мягче, чем бывает, когда во время литургии снимают на видео самый сакральный момент, когда уже хлебопреломление происходит, когда на престоле Тело и Кровь Христа – это, мне кажется, в какой-то степени не всегда бывает оправданным, в отличие от того, что сделали мы.

То же самое и с кафе. Это никакое не заигрывание, это просто красивое хорошее место. Ведь мы храмы делаем красивые и хорошие, мы Богу их посвящаем, так же и наше кафе посвящено Богу, чтобы туда люди приходили и видели какие-то христианские символы, чтобы они здесь могли вкусно поесть, встретиться со своими близкими людьми, с прихожанами. Здесь можно праздники отметить — венчание, крестины.

У нас будет много мероприятий, кроме бесед со священником — антилекции, встречи с интересными гостями, кинолектории. То, что, мне кажется, нужно всем нам.

Полюби человека, а потом говори о Боге

— Вы постоянно говорите, что молодежи нужна духовность. А как это реализовать? Вы же не приходите, скажем, в школу или колледж со словами: «А сейчас – о духовности…»

— Конечно, нет. Что касается церковной молодежи, понятно, это люди православные, ходят в храм, мы с ними читаем Евангелие, обсуждаем — то есть как раз и происходит духовное общение.

Что касается молодежи нецерковной, к ней нельзя приходить и сразу говорить о Боге. У нас принцип, сформулированный святым Николаем Японским: перед тем, как кому-то говорить о Христе, сначала полюби этого человека, потом сделай так, чтобы он полюбил тебя, и только потом говори ему о Христе.

Мы приходим в школу, мы говорим про те вещи, которые косвенно свидетельствуют о Боге, например, мы говорим о любви и влюбленности, о семейных ценностях.

Уже шесть лет я вместе с супругой веду со школьниками беседу «Любовь и влюбленность» по книге отца Ильи Шугаева «Один раз и на всю жизнь».

Когда люди видят, что священник и ребята православные говорят с ними на одном языке, приводят простые примеры из своей жизни, они понимают, что православные — нормальные люди, живут полной жизнью, умеют любить, и они в жизни встретили Бога, Который изменил их жизнь.

Священник для них становится человеком, который не принуждает их креститься и вообще ни к чему не принуждает, он уважает собеседника и говорит на интересную для него тему без какой-то агрессии. Все привыкли думать, что мы агрессивные, только любим пообвинять и построить окружающих. А оказывается, все совсем не так.

Мы с ребятами шутим, что эти наши беседы и ведущие этих бесед – некие имиджмейкеры Церкви.

– Бывает, что после ваших бесед подростки приходят в храм?

— В 2016 году мы поехали в город Советская Гавань с миссионерскими беседами в школах. Пригласили потом ребят прийти в храм на экскурсию и на просмотр фильма «Форпост». Мы сами удивились, когда в храм пришло 90 школьников, из них только 10 человек были в церкви до этого, остальные вообще никогда не переступали ее порога. Мы для них экскурсию провели, фильм посмотрели, чаем напоили, поговорили, после этого в храме появилась молодежь.

— Вспомните ошибки, которые вы совершали, когда только стали священником?

— Пошел седьмой год моего священства, меня рукоположили в 23 года. И хотелось все быстро-быстро сделать, что-то придумать и воплотить в жизнь. Наверное, иногда спешка была слишком сильной.

А еще со временем начинаешь видеть очень много хорошего в людях.

– Вы сами переступили порог храма, уже будучи взрослым…

– Да, когда папа сильно заболел. Мама сказала: «Иди, свечку поставь!» Мне было 19 лет, я учился в институте. Болезнь отца была потрясением: как это происходит со мной, таким счастливым с детства?

Я пришел в храм и стал молиться за папу. Потом мы молились вместе с мамой. Когда он поправился и я понял, что это именно Бог нам помог, я понял, что Он действительно существует, всегда рядом и слышит меня.

— Когда человек только приходит в Церковь, он испытывает восторг, ему кажется, что там — идеальные люди, а когда обнаруживает, что и за церковной оградой люди со своими грехами, может наступить разочарование…  

— Нет, у меня не было разочарований. Разве только в себе – я увидел, какой я на самом деле грешник. Поэтому язык как-то не поворачивается кого-то осуждать.

— Есть примеры, когда люди становились священниками, что называется, горели служением, а потом наступало выгорание. Они или уходили из священства, или просто уставали. Не боитесь перегореть?

— Чтобы этого не случилось, нужно сохранять какую-то внутреннюю трезвость и частое покаяние. Мне кажется, что выгорание бывает, когда человек много о себе думает. И потом, когда демонстрируется и умножается тщетность всех этих мыслей, тогда человеку становится плохо.

А еще я искренне не понимаю, когда священник служит и служит, не исповедуясь. Такое замечаешь нередко, к сожалению. Мне всегда есть что принести на исповедь. Когда ты исповедуешься, ты не впадешь в крайность.

Отец Андрей с женой и детьми

Также надо стараться больше времени проводить с семьей. Жена — это человек, который, что бы ни произошло, будет с тобой всегда, тебя поддержит, утешит.

Служение священника – это действительно самое важное. Но при этом семью нужно любить – жену и детей, и им тоже уделять время. В общем, без крайностей.

Я строю свой график так, чтобы детей можно было на занятия возить – у меня две дочки, пять с половиной лет и полтора года, и с женой разговаривать.

– Что вас больше всего расстраивает в жизни, в окружающих?

– Меня больше расстраиваю я сам. Больше так никто и ничто не расстраивает. Когда видишь свои грехи, то осуждать кого-то становится делом глупым.

– Есть то, чего вы опасаетесь?

– Наверное, потерять любовь и веру. Как говорил один мой любимый священник в пожелании другому батюшке: «…и чтобы никогда не оскудела любовь…» Вот этого себе и всем молитвенно желаю!

www.pravmir.ru

Можно ли пить кофе перед причастием

Причастие – важная часть жизни глубоко верующего христианина. И обычно все правила, что делать перед причастием, известны христианину. А вот у тех, кто только открывает веру в своей душе, обычно возникает масса вопросов. Церковь рекомендует поститься и не есть ничего с полуночи, за 6-8 часов до причастия, но можно ли пить кофе, на что это может повлиять, и что делать, если вы уже выпили чашечку любимого напитка? Все довольно просто объясняется.

Кофе перед причастием - можно или нет

Почему не рекомендуют пить кофе перед причастием?

Причастие в христианской традиции – это принятие Господа в тело христианина. И первым принимают символические кровь и плоть Христа, а не еду. Нужно ограничивать себя некоторое время, иногда – не есть 1-3 дня. Это укрощение своей плоти, концентрация на духовном, как символ того, что Бог важнее, чем вкусная еда.

Как вариант, советуют соблюдать пост, а не отказываться от пищи вообще. И в этом случае кофе как раз выступает в качестве непостной пищи, хотя и сам по себе является растением. Именно поэтому многие не понимают, почему не разрешают пить кофе перед причастием, - ведь там нет ничего мясного или продуктов животного происхождения, если не добавлять молоко или сливки. Но таковы христианские рекомендации, и желательно их всеже придерживаться.

Когда можно пить кофе перед причастием?

Запрет на кофе – не догма. В некоторых случаях людям тяжело выстоять службу, особенно, если не поесть с утра. В таких случаях допускаются послабления, как для больных и немощных, которым не обязательно придерживаться поста. Разрешают даже пить с утра таблетки, если их прием действительно важен, или поесть – например, диабетикам. Для них кусок сахара с утра может быть жизненно важной необходимостью. Также бывает довольно трудно беременным, у которых резко падает давление. Лучше сделать несколько глотков кофе, и присутствовать на службе в полной концентрации, чем не иметь сил, дремать или переживать, не случится ли обморок и тошнота. В таком случае ощутить единство с Богом и прикоснуться к таинству будет сложнее. Иногда кофе перед причастием выпивает водитель, которому далеко ехать, и есть риски уснуть в ранней дороге, что особенно страшно, если едет вся семья вместе. Лучше выпить чашку кофе и получить дозу кофеина, чем рисковать жизнями.

Вы можете обсудить этот вопрос со своим священником. Возможно, ваша церковь относится к этому моменту благосклоннее, и проблем вообще не будет.

Если вы пьете кофе перед причастием, подумайте о том, что зеленый чай обычно содержит больше кофеина. И так ли необходимо пить именно кофе? И конечно, процесс не нужно превращать в красивый ритуал, когда вы выбираете лучший кофе или самый ароматный чай, возможно, добавляете специи. Некоторые люди могут и поесть, или выпить чашку любимого напитка с утренней сигаретой, наслаждаясь процессом. Это нехорошо для истинного христианина. Если больше нечего пить или никак не взбодриться, кофеин допустим. Но как лекарство, а не как удовольствие.

Когда нельзя пить кофе перед причастием?

Не стоит оправдывать себя и свои слабости, если вы просто привыкли начинать день с кофе, и считаете, что без него не сможете сконцентрироваться и проснуться. В этом случае любимый напиток все же становится соблазном, искушением, и с этим нужно бороться. В крайнем случае, можно взять кофе с собой в термосе, хотя большинство христиан чувствуют себя бодрыми после причастия, ощущают свет и тепло в душе, и не нуждаются в дополнительных стимуляторах.

Кофе – это стимулятор. А на службе желательно присутствовать в полной чистоте тела и духа, и думать в этот день о Боге, а не об удовольствиях.

Может ли кто-то узнать, что вы выпили кофе перед причастием?

Нет, не может. Разве что вы пили его перед церковью, или во рту остался запах напитка. Тем не менее, отправляясь на причастие, вы идете на встречу с Богом, и по сути, это будет обман. То есть, смысл поста перед причастием в том, что вы отказываете себе в искушениях и земных радостях, стремясь стать лучше, совершенствуя свою душу и проявляя стойкость духа и веры. Не стоит обманывать самого себя и Бога.

Что делать, если вы выпили кофе перед причастием?

Скажите об этом Батюшке на исповеди и покайтесь. Обычно за такое не ругают, да и ничего страшного не случится. Как правило, священники прощают этот грех, и проводят причастие. Но не стоит обманывать и надеяться, что достаточно будет сказать об этом своем грехе, и получится, что вы себе и ни в чем не отказали, и ваш грех прощен. Истинный христианин, согрешив, раскаивается в своем грехе, и надеется стать лучше, приложив все усилия, чтобы ситуация не повторилась. Если же обманывать Церковь и Бога, особого смысла в причастии не будет, если для вас это, конечно, не просто ритуал, который нужно разово пройти. Хотя и в таком ритуале особого смысла нет.

Выводы:

  1. Церковь не рекомендует пить кофе перед причастием. Это не постный напиток, хоть и сделан из растения, а стимулятор.
  2. Допустимо пить кофе перед причастием беременным и людям с низким давлением, диабетикам, которым нужна еда, водителям, которые едут издалека и не должны уснуть на трассе.
  3. Если вы пьете кофе из необходимости, не превращайте процесс в удовольствие – с сигаретой, печеньем, сливками и т.д.
  4. Батюшка не узнает, если вы пили любимый напиток, но это обман Бога.
  5. Если кофе был выпит, покайтесь в этом грехе. Обычно причастие все же проводят, но стоит задуматься и стараться не грешить.
Понравился сайт - поделитесь ссылкой с друзьями. Спасибо!

ТОП 7 проверенных магазинов кофе

  1. dimaestri.com - кофе в капсулах, итальянский зерновой кофе, чай.
  2. coffee-tea-bravos.ru - Жарим с любовью! Скидка 500 руб по купону kofella.
  3. topteas.ru - турки для кофе, есть бесплатная доставка.
  4. tastycoffeesale.ru - лучший свежеобжаренный кофе.
  5. kofe78.ru - элитный кофе из италии Vergnano по отличным ценам.
  6. mugduo.ru - большой выбор кофе, чая, кофемашин.
  7. shopkofe.ru - кофе в зернах, капсулах, молотый.

kofella.net

Черный кофе в Белой церкви

В детстве помню были страшилки, что начинались текстом: в верном черном лесу, в черной черной избе, черной черной комнате, и далее в том же духе.

Вот что-то вспомнилась, когда написала про черный кофе, выращенный на островах Galapados. Кстати, они использовались в 17 веке английским пиратом Морганом в качестве убежища))) Примечательно, что плантации арабики галаппогоских островов расположены на склонах потухших вулканов и орошаются очищенной сладковатой водой озер кратеров Эль Юнко.

Такую историю маленькой чашки кофе мне рассказала девушка, пока я наслаждалась изысканным утонченным вкусом,  который не оставит равнодушным ни одного гурмана.

Местечко, где его подают очень уютное и неизбитое, правда без поллитры не найдешь. Зато когда оказываешься внутри, забываешь какой шел дорогой, поскольку погружаешься целиком в пространство кофе.

Низкий потолок, украшенный орнаментом, красные колонны с золотыми драконами. Большой книжный шкаф со старыми толстыми томами и полочками с фарфоровыми статуэтками. Бардовая бархатная занавесь на двери, гобелены и зеркала. Еще пианино в придачу)))

Множество сортов кофе радуют глаз и вкус. Кофе повсюду, даже картины по периметру висят с изображениями обложек дорогих сортов купажей, так забавно. Увидела я красивую картину в голубом тоне с попугаем, подхожу к витрине, а там упаковка с таким же рисунком.

Несколько столиков в центре и диванные уголки вдоль стены, усыпанные восточными подушками. Спокойная фоновая музыка и качественное обслуживание. Самое удивительное, что посетителей больше не было, только я с друзьями заняли один столик и все. Я чудно провела там время)))

Отличный черный кофе в Белой церкви. При чем тут церковь, спросите вы....

Не знаю как называется кафе-магазин (понравившийся сорт можно приобрести в желаемом количестве), но находится оно ровно напротив церкви белой в городе Белая церковь (80 км под Киевом), куда я заехала на пару дней.

alipatova.livejournal.com

Два кофе по-турецки | Православие и мир

Моя соседка Марина, уезжая в Оптину пустынь, заявляет мне громко и назидательно:

– За моим присмотри пару дней. В холодильнике борщ, до моего приезда хватит.

Она не просит, нет. Я вообще не помню, не знаю ее просящего тона или извиняющихся интонаций. Она чеканит условия громко, членораздельно, и я на несколько минут принимаю эти условия как единственный способ реабилитироваться за невозможность поехать в Оптину. Потом я ропщу. С какой стати я должна оправдываться за свою занятость, с какой стати должна пасти соседского парня далеко не идеального поведения? Марина всегда жалуется на него: плаксив, колюч, вечно с претензиями. Но главное, что беспокоит Марину, – слышать ничего не хочет про храм, не постится, даже назло ей, матери, уплетает жареные, с мясом, пирожки, купленные у метро в самый разгар поста. Скандалы у них постоянно. Особенно громким, злым и некрасивым был недавний скандал из-за нищей, которую Марина привела в дом, пожить. На возражения сына она заявила:

– Запомни, добрые дела – в спасении души. Это семена, урожай от которых соберем мы в Царствии Небесном. Твой урожай скуден. Женщина поживет пока у нас. Это не обсуждается. Ты понял?

– Хорошо, путь живет, только без меня. Пока она здесь, ноги моей в квартире не будет, – и, хлопнув дверью, ушел.

Нищая осталась. Марина помыла ее, напоила чаем, постелила чистую постель. Ближе к ночи отправилась искать сына. Когда Марина после безуспешных поисков сына вернулась домой, нищая была уже навеселе. Она обнаружила в баре у Марины бутылку коллекционного кагора и опорожнила ее себе в удовольствие. Надо отдать должное соседке: она и после этого не вытолкала бедолажку за дверь, простила ей ее самоуправство. “Я сама виновата. Надо было спрятать кагор, а я про него забыла. Искушение…” – она глубоко вздохнула.

Я слушала Марину и переживала какое-то двойственное чувство Мне далеко до нее, я вряд ли привела бы домой грязную бомжиху, нянчилась с ней, простила ей кражу. А Марина – привела и нянчилась, и простила. Конечно, это поступок, на который способны немногие. Но что-то упорно царапало по сердцу, не давая ему возликовать от добродетелей ближнего. Сын. Они поменялись местами. Он ушел на место бомжихи, на улицу, в подворотню, а она взгромоздилась на его диван на чистые простыни, в его чашке заваривала Марина чай своей непредсказуемой гостье. С щербинкой добро? А может, это мое немощное сердце защищается от собственного несовершенства?

Нет мира в их доме. Но ведь помню – был. Маленький Кирилл светлокудрый мальчик, любимец семьи, радость мамы. Куда уходит любовь из любящих сердец? Почему остывают родственные чувства? Марина пережила смерть мужа. Молодая женщина долго выходила из потрясения. Маленький сын на руках, отчаяние в сердце. В беде и обрела она Господа, стала ходить в церковь, исповедоваться. Нашла работу по душе: редактировала тексты в одном православном издательстве. Новая, неизведанная доселе радость богообщения, церквные праздники, так украшающие жизнь. Марина оживала на глазах, сын подрастал, рана от потери близкого человека затягивалась. И вот сын уже почти взрослый.

Марина и Кирилл по очереди заходили ко мне облегчить душу. Марина частенько, Кирилл – один раз. Навеселе. Взвинчен и несчастен. Нахален и беспомощен.

– Неужели все верующие такие? Она же меня не слышит! Я ей говорю, что рубашек чистых не осталось, она мне – что сегодня среда и до котлет не дотрагиваться. Конечно, это пустяки, и котлеты, и рубашки, но я хочу жить по-человечески! А она то бомжиху приведет, то последние деньги в монастырь отвезет, а до получки сидит на хлебе и воде. Но пусть сидит, если ей нравится. А я не хочу…

Кирилл вдруг расплакался. Большой, нескладный, он размазывал слезы кулаком, а они лились ручьем по его несчастному лицу.

– У всех матери как матери, а у меня верующая…

Я испугалась его слов. А что если навсегда прорастет в нем неприязнь к верующему человеку и образчик материнской жизни окажется пагубным для его непрозревшего еще сердца. Мы называем себя православными поспешно, торопимся к горним высотам, а сами и на вершок не в состоянии приподняться от греховной, крепко держащей земной тверди.

Как сказать обо всем Марине, какими словами указать ей на ее явные духовные ошибки, не задев самолюбие, не обидев неосторожным словом? В чем вина Марины? В том, что молится за своего сына, в том, что бросается на помощь чужому человеку не раздумывая?

И вдруг (как всегда это бывает вдруг) – случайно взятая с полки книга, случайно открытая страница, случайно брошенный взгляд. Преподобный Симеон Новый Богослов: “Смотри не разори своего дома, желая построить дом ближнего”. Вот в чем причина Марининого неблагополучия. Она торопится с постройкой чужого дома, она спасает заблудшие души знакомых, незнакомых, случайно встреченных. А свой дом неприбран, неухожен, безрадостен. И сыну в ее доме неуютно. Она уехала в Оптину и вернулась через два дня. А вчера до поздней ночи мы решали с Кириллом, как сообщить матери потрясающую новость: девочка, с которой Кирилл встречается, ждет от него ребенка. Но пока я раздумывала, Марина сообщила мне свою потрясающую новость:

– Хочу в монастырь уйти. Кирилл уже взрослый, не пропадет, поеду за благословением к старцу.

– Тебе надо думать о другом, ты скоро будешь бабушкой.

Марина испуганно смотрела на меня. А я, торопясь, боясь, что она перебьет и не дослушает, сказала ей все. Про ее доброту к бомжихам и равнодушие к сыну, про ее грязную квартиру с немытыми два года окнами, про желание спасти весь мир и неумение потерпеть собственного страдающего сына. Она не перебивала меня Потом молча встала и ушла. Я не видела ее неделю. Оказывается, она все-таки поехала к старцу, но вернулась какая-то побитая, притихшая. Ко мне не заглядывала. Но зато пришел Кирилл.

Чудеса: мать окна моет. Плачет, правда, носом хлюпает, но моет. А еще я у нее нашел книгу “Воспитание ребенка”. В бабушки готовится. Спрятала среди своих духовных книг, а я нашел.

– А ты-то что искал?

– Помните, Вы говорили, что есть такой Симеон Новый Богослов, у него много мудрых мыслей. Хотел почитать…

На душе стало легко и радостно. Все с Божьей помощью образуется все устроит премудрый Создатель. И заблудшее сердце вразумит, и понятие добра скорректирует, и научит самому главному – любви жертвенной и прекрасной.

– Хочешь кофе, Кирилл? Я заварю тебе свой любимый, по-турецки.

Кирилл смотрит испуганно:

– А разве можно? Мать говорила, что кофе по-турецки православным пить нельзя. Турки же – мусульмане.

– Ты что-то перепутал, – я едва сдерживаюсь, чтобы не рассмеяться. – Кофе здесь ни при чем…

___________________

“Русский дом”. М., 2002.

www.pravmir.ru

Кофе с сестрой Вассой: Тайна Церкви

Инокиня Васса (Ларина) рассказывает об установлении основных догматов христианства, о первом Вселенском соборе, об учении о единосущной Троице, неделе святых отцов и смирении. «Правмир» продолжает публиковать материалы из ее авторского цикла «Кофе с сестрой Вассой».

Инокиня Васса – доктор богословия, преподаватель Института литургических исследований Богословского факультета Венского университета, автор и ведущий знаменитого шоу «Кофе с сестрой Вассой».

– Здравствуйте. Я сестра Васса, и я пью кофе перед выходом на работу сегодня в Вене, в Австрии.

Сегодня я расскажу вам об интереснейшем периоде византийского литургического календаря – неделе Святых Отцов 1-го Вселенского собора.

Этот период предшествует великому празднику Пятидесятницы, т.е. 50-му дню после Пасхи. Пятидесятница – день сошествия Святого Духа, свидетелями чего были апостолы. Это произошло в Иерусалиме.

Поговорим о воскресенье накануне Пятидесятницы, когда мы празднуем память 318-ти святых отцов, собравшихся на 1-й Вселенский собор.

Этот собор состоялся в 325 году н.э. в городе Никея неподалеку от столицы Римской империи –Константинополя. Собор был созван римским императором Константином Великим – первым римским императором, принявшим христианство.

Главным вопросом, который рассматривался на том соборе, был вопрос об учении священника Ария. Арий учил, что Христос был сотворен Богом-Отцом, и сам Богом не был. Собор отверг это учение как ересь и провозгласил, что Христос есть истинный Бог, он единосущен Богу-Отцу и имеет ту же божественную природу.

Сейчас многие наверняка спросят: а мне-то какое дело до всего этого? Какой-то собор 4-го века… Какое все эти события имеют значение сейчас? И зачем мне праздновать это? Хорошие вопросы!

Чтобы объяснить зачем, я не буду рассказывать вам об исторических деталях 1-го Вселенского собора. О нем вы можете почитать где угодно – просто погуглите это словосочетание. А мы сегодня поразмышляем о том, почему же нам нужно помнить об этом празднике, и почему именно перед праздником Пятидесятницы.

В литургических песнопениях этого периода есть едва заметные нотки печали. Ведь на 40-й день после Пасхи мы праздновали Вознесение Господне. Апостолы не могли не чувствовать некоторую скорбь физической разлуки со Христом, что физически Он уже не был с ними.

Они не знали точно, чего же ждать дальше. Хотя мы знаем, что они испытывали и «радость великую» при Его вознесении, тем не менее, есть некоторая скорбь осиротевших. Некоторые песнопения праздника Вознесения Господня говорят об этом: Например, «Не остави нас сирых, Господи», или в кондаке говорится, в утешение: «…никакоже отлучаяся, но пребывая неотлучный».

Если вдуматься, если внимательно вслушаться в тексты служб Великого Поста и послепасхальных служб, то мы увидим: в этих текстах нам дан полный катехизис христианской веры. И на этой неделе мы подошли к одной из самых, можно сказать, сложных тем христианского богословия, к теме Церкви, что есть таинство Церкви. И к ещё более сложной теме церковного авторитета.

Наше постмодернистское сознание может усомниться: как смогла группа людей, собравшихся вместе, провозгласить точные определения о Боге? А на 1-м Вселенском соборе эти истины были провозглашены именно людьми, снабженными церковным авторитетом. Потому сказал апостол Павел, что Церковь – это не ум Христа, не душа Христа, а – «Тело Христово».

Да, это не только духовная реальность, но и физическая. И эту физическую реальность, особенно ее человеческую сторону, довольно трудно принять. Тем более человеку с постмодернистским сознанием.

Первый Вселенский Собор, Святитель Николай спорит с нечестивым Арием

Давайте обратимся к текстам служб – может быть, нам станет понятнее, что мы называем «таинством Церкви»? Само календарное расположение этого праздника, за одну неделю до Пятидесятницы, когда празднуется Сошествие Святого Духа на апостолов, нам говорит о том, что 318 святых отцов в Никее собрались именно как Церковь, в том же Святом Духе, Который сошел на апостолов.

Святые отцы Никейского Собора потому называются в одной из стихир этого воскресенья: «тайные Духа трубы». Потому это воскресенье святых 318-ти отцев нам говорит о преемственности и непрерывности Откровения, от апостолов до этих отцев 4-го века.

Кто-то может сказать: «Ох, что-то здесь слишком многое нужно принять на веру». Но пока вы не закрыли этот текст или не выключили видео, я внесу еще большее смущение в ваше постмодернистское сознание.

Этот праздник выражает целостность, непрерывность Откровения не только от апостолов к святым отцам – но и от ветхозаветного Авраама к этим отцам. На вечерне этого праздника читается паремия, отрывок из главы 14-й Книги Бытия. В нем описывается, как Авраам, узнав о том, что его родственник Лот попал в плен, собрал маленькую армию из 318 своих слуг и освободил Лота.

Чтение именно этого отрывка из Ветхого Завета, говорящего о 318-ти домашних слугах Авраама, аллегорически говорит нам о том, что 318 Отцев 1-го Вселенского Собора так же являются как бы воинством Бога Авраама. Т.е. что Бог Авраама – это Бог святых отцов.

…В таинстве Церкви есть много моментов, которые с наскоку не понять. Особенно из-за человеческих грехов, ошибок и слабостей. Например, церковные разделения или же насильственное преследование еретиков. И тем не менее – в это день мы празднуем тот замечательный факт, что Господь даровал Откровение именно людям, человечеству, в соборном контексте Церкви.

И все мы призваны жаждать этого Откровения – этой мудрости, которая дана нам в призывающем к смирению историческом контексте Церкви. Да-да, именно к смирению. Нужно очень много смирения, чтобы быть частью того, что мы называем Церковью. Чтобы принять Откровение, дарованное не отдельным, разъединенным индивидам, но соборно, общине верующих, Церкви.

Реальность Церкви Христовой приводит нас к принятию друг друга, т.е. несовершенных людей, с верой в искупленное человечество. Ибо наше человечество искуплено в богочеловеческом Теле Церкви.

Как сказано в икосе на утрени в Неделю святых отец 1-го Вселенского собора:

«…Услышим Божью Церковь, вопиющую: Жаждущий да идет ко мне и пьет; чаша, которую я держу, есть чаша премудрости, питие истины в ней я растворила словом, изливает она воду не прекословия, но исповедания. Из нее пьет нынешний Израиль и созерцает Бога возглашающего. Видите, видите, что это – Я Сам, и Я не изменяюсь. Я, Бог – первый, Я – Бог и после того, и кроме Меня вообще нет иного. Потому причащающиеся насытятся и восхвалят благочестия великое таинство».

Быть частью Церкви – значит пить «не воду прекословия, но исповедания». Итак, нужно много смирения, чтобы принимать друг друга как Церковь.

Перевод: Алена Гаспарян

Читайте также:

www.pravmir.ru

Кофе с сестрой Вассой: Как святой Ириней с элитарным христианством боролся

В 35-м выпуске своей сенсационной передачи сестра Васса говорит об учении гностиков, которые утверждали избранность отдельных категорий христиан. А так же о том, что им ответил святой Ириней.

Здравствуйте!

Я – сестра Васса. И я только что вернулась в Вену, Австрию, из путешествия. Вначале я была в США, а потом – по секретному заданию – во Франции.

Сегодня я пью кофе очень высокого качества, который мне прислал мой зритель из Пуэрто-Рико по имени Хорхе. Кофе называется «Яоконо» (не Йоко Оно), и это самый лучший кофе в мире. Я это знаю, потому что именно так написано на этикетке. Спасибо Хорхе из Пуэрто-Рико за то, что он прислал нам этот чудесный кофе!

И, как вы можете видеть, я пью кофе из этой чашки, которая уже стала весьма известной. На одной стороне чашки написано: «Я не пью один». А на другой стороне написано: «Я пью кофе с сестрой Вассой». По окончании каждого видеосюжета мы публикуем ваши селфи: фотографии вас с этой чашкой. Поэтому те, у кого уже есть такая чашка, пожалуйста, присылайте нам ваши фотографии. Мы с удовольствием разместим их в конце наших видеопрограмм.

А если у вас все еще нет чашки, пожалуйста, поддержите наше шоу и закажите чашку на этом веб-сайте: www.healthyweb.net. Если у вас все еще нет такой чашки, то вам просто необходимо ее приобрести еще и потому, что она стала последним писком моды. Люди со всех уголков мира заказывают себе такие чашки. Ее даже называют «кубком мира». …Хм, мне только что сказали, что только я так ее называю…

В любом случае у меня есть для вас очень хорошие новости. И если вы смотрели наше шоу, то, вероятно, ждали этих новостей так же, как и я. И вот! Анка, наш модельер из Польши, и Эмилиос, который раньше был нашим дизайнером одежды, наконец-то, женятся! Да! Я все еще не знаю подробностей, потому что я только узнала об этом, когда вернулась вчера вечером из Парижа. Как видите, мой помощник все еще не распаковал мои чемоданы. Я даже не знаю, где они собираются жениться. Эмилиос, как вы знаете, принадлежит к Греческой православной церкви, а Анка принадлежит к Римской католической церкви.

Как бы то ни было, я очень рада вернуться в Вену. В частности, потому, что моя тайная миссия прошла не слишком удачно. Но жалею ли я о том, что съездила туда? Нет, я не жалею.

(Фоном – отрывок из песни Эдит Пиаф, «Нет, я не жалею ни о чем»).

Говоря о Франции… Сегодня мы поговорим об одном очень важном святом и отце церкви, епископе Лионском во II веке, святом Иринее (день святого – 23 августа). Он первым внимательно рассмотрел весьма непопулярный аспект христианства – а именно, Церковь.

Вы когда-то размышляли на эту тему? Вы думали когда-нибудь, кому нужна организованная религия? Он об этом подумал. И очень интересно узнать, что он говорил на эту тему уже во II веке после Рождества Христова. И хотя наш быстрый взгляд на его жизнь и труды не может быть полным и не может ответить даже приблизительно на все вопросы, которые встают в связи с церковью, мы все же задумаемся и проясним некоторые аспекты этой темы.

Святой Ириней, епископ Лионский

Святой Ириней, по всей видимости, был греческого происхождения. Он родился в христианской семье в начале II века рядом с городом Смирна, в Малой Азии. Его учителем был святой Поликарп из Смирны, а тот в свою очередь был учеником святого Иоанна Евангелиста, младшего из 12 апостолов, который был свидетелем страстей Христа на распятии.

Во времена Иринея Лион носил имя Лугдунум и был столицей важной области Римской Империи, Галлии. По любопытной случайности, римская Галлия на несколько столетий раньше была местом действия комиксов про Астерикса (видимо, мой автор решил, что это каким-то образом относится к нашей истории…)

Христианство в этот регион принесли с собой греки из Малой Азии, такие как Ириней. Они поселились в Лугдунуме и окрестностях, поскольку Лугдунум был важным центром торговли. В 177 году в Лионе произошла массовая резня христиан. Первый епископ Лиона, Потаний из Малой Азии, принял тогда мученическую смерть.

На этой фотографии вы видите руины римского амфитеатра в Лионе, где христиан убивали. На них натравили диких зверей, а толпа римских граждан наблюдала за убийством.

Ириней стал следующим епископом Лиона после мученика Потания. Мы мало знаем о деятельности Иринея как епископа, хотя нам известно, что он был очень уважаемым и влиятельным человеком далеко за пределами его собственного прихода. К примеру, рассказывали, что в 190 или 191 году он оказал влияние на Папу римского Виктора I и убедил его, чтобы христиан Малой Азии не отлучали от христианства за то, что те празднуют Пасху в другой день, чем это делают римляне. Как вы видите, в то время христиане Малой Азии и христиане Рима и христиане других стран праздновали Пасху в разные дни.

Как бы то ни было, как святой Ириней написал в письме Папе римскому Виктору, разница в церковных календарях не является причиной разрушать единство церкви. Повторяю: святой Ириней не считал разницу в церковных календарях причиной для того, чтобы разрушать единство Церкви.

Самой известной работой святого Иринея была работа «Против ересей» (Adversus Haereses), и прежде всего она направлена против одной специфической секты, гностиков. В то время было много популярных сект и культов, которые называли гностицизмом. И когда христианство возникло, оно возникло в целой массе различных мистических и метафизических учений, в основном восточных.

Отдельные гностики, против которых и выступал Ириней, пытались сделать христианство совместимым с более популярными верованиями того времени. Они брали отрывки из христианского вероучения, сочетали его с элементами античной философии и мифологии. Они даже написали собственные евангелие.

Слово «гностик», если вы не знаете, происходит от греческого слова «гносис», что означает «знание». Гностики, против которых Ириней выступал в своей работе, верили, что они обладают особым секретным знанием. В том числе – особым знанием о Христе, недоступным остальным смертным, для которых были написаны четыре евангелия. Ириней же настаивал, что эти четыре евангелия являются каноническими.

Эта группа гностиков воспринимала Бога с точки зрения так называемого дуализма. Это значит, что они на самом деле верили в двух богов: одного совершенного и доброго бога и второго – злого и несовершенного (которого они называли Демиургом).

По мнению гностиков, этот второй бог, Демиург, был Богом Ветхого Завета а также творцом материального мира, на который гностики смотрели очень пессимистически. Также пессимистически они смотрели и на человечество. Они разделяли всех людей на три класса… Пожалуйста, не засыпайте, сейчас будет очень интересно!

  1. Первый, высший класс людей, – духовный («пневматики»). Это элита, которая единственная достигнет спасения через тайное знание. Разумеется, себя гностики относили к этой категории.
  2. Вторая категория – физическая («психики»). Сюда относились члены Церкви, которые, согласно мнению гностиков, не могли достичь спасения, но которые могли как-то исправиться через веру и добрые дела.
  3. Нижний, третий класс, – материальный («илики»). Это неудачники, и им гностики не оставляли никакой надежды.

В отличие от крайне пессимистического взгляда гностиков на материальный мир, святой Ириней подчеркнул значимость спасения всего материального мира через вочеловечение Христа. Христос объединил в Себе духовное и физическое, человеческое и Божественное. Также Христос дал всему человечеству, без исключения, возможность приобщиться к Его Божественной природе – через причастие. Мы причащаемся его плотью и кровью.

Ириней пишет: «Так же, как хлеб, произрастающий из земли, перестает быть просто хлебом, когда Господь снизошел на него и хлеб стал причастием, состоящим из двух частей: земной и небесной; так же и наши тела, получившие причастие, более не являются тленными, и для них есть надежда воскресения».

В отличие от религиозной элитарности гностиков, Ириней подчёркивает то, что Церковь включает в себя всех; Церковь распространяется среди людей благодаря миссионерству апостолов, которых учил сам Христос, и которые получили благодать Святого Духа, – и в рамках миссионерства они передают эту благодать Святого Духа другим людям, проживающим в Римской Империи.

Епископы и пресвитеры, назначенные апостолами в различных местных церквях, продолжили работу апостолов, передавая апостольские традиции, в том числе Священное Писание, новым поколениям в ранней истории Церкви.

Во времена Иринея была видна явная преемственность в церковной жизни, которую можно было проследить исторически. Так, Ириней отсылает своих читателей к истории как к свидетелю очевидных церковных традиций. Он говорит о Церкви как о структуре, которая ни в коей мере не напоминает секретное сообщество, доступное лишь немногим избранным.

Можно еще многое рассказать о Святом Иринее, но наши обычные десять минут уже закончились.

Итак, наша мысль сегодняшнего дня:

Давайте не забывать то, что феномен Церкви включает в себя.

Перевод Алены Гаспарян

www.pravmir.ru